По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 327, 327.5 DOI:10.33920/vne-01-2103-03

Многовекторность внешней политики Армении: традиции и новая политическая реальность после Второй Карабахской войны

Бочарников Игорь Валентинович доктор политических наук, руководитель Научно-исследовательского центра проблем национальной безопасности, профессор кафедры информационной аналитики и политических технологий, ФГБОУ ВО «МГТУ имени Н. Э. Баумана», 105005, г. Москва, улица 2-я Бауманская, д. 5, к. 1

В статье анализируются специфика и содержание многовекторной внешней политики Армении, ее результаты и перспективы дальнейшего реализации. Рассматриваются процессы становления и развития государственности Армении в советский и постсоветский периоды. Годы нахождения Армении в составе СССР стали периодом ее наивысшего развития. В то же время наряду с достижениями в сферах социально-экономического и культурного развития в этот период формировались националистические общественные настроения, подрывавшие устои многонационального государства. Важнейшим катализатором коренных изменений в развитии политической ситуации в Армении, в Закавказье и в целом в СССР стали события в Нагорно-Карабахской автономной области в конце 80-х гг. XX столетия, трансформировавшиеся в этнополитический конфликт. Наиболее острая фаза конфликта совпала с распадом СССР и становлением государственности Армении и Азербайджана. При посредничестве Российской Федерации в мае 1994 г. было подписано соглашение о прекращении огня, соблюдавшееся в целом вплоть до сентября 2020 г. — Второй Карабахской войны. В статье рассматриваются основные этапы становления государственности Армении и выстраивания ею своей внешнеполитической стратегии, обусловленной как конфликтом в Нагорном Карабахе, так и фактической блокадой и давлением с стороны Азербайджана и Турции. Выстраивание союзнических отношений с Россией осуществлялось наряду с реализацией многовекторности во внешней политике, ориентацией на США и Европейский союз в рамках европейской программы «Восточное партнерство». Рассматриваются основные факторы, определяющие современную внешнюю и внутреннюю политику Армении. Особое внимание уделено анализу процессов, обусловленных итогами Второй Карабахской войны (сентябрь — ноябрь 2020 г.) и их значения для формирования на Южном Кавказе региональной системы безопасности. Определяются основные векторы развития отношений Армении с Российской Федерацией и другими ведущими странами региона, условия и факторы, перспективы развития военно-политической ситуации на Южном Кавказе.

Литература:

1. Арешев А. Турция и Азербайджан приготовились к дележу армянских земель. http://www.kavkazoved.info/news/2020/12/19/turcia-i-azerbajdzhan-prigotovilis-k-delezhu-armjanskih-zemel. html.

2. Армения в 2021 г. примет участие в откровенно антироссийских учениях. https://u — f-ru.turbopages.org/u-f.ru/s/news/politics/u25360/2021/03/16/312732.

3. Армения утвердила программу экономического реагирования и предварительный план действий. https://news.myseldon.com/ru/news/index/245057065.

4. Бочарников И. В. Проблемы и перспективы урегулирования нагорно-карабахского конфликта//Постсоветский материк. 2015. № 1 (5). С. 29–40.

5. Бочарников И. В. Приграничное сотрудничество как фактор обеспечения безопасности России в пограничном пространстве//Аналитический вестник Совета Федерации Федерального Собрания РФ. 2009. № 12 (379). С. 43–60.

6. Галоян Н. Г. Нагорно-Карабахский конфликт: исторические предпосылки, хронология и пути решения//Международные отношения. 2018. № 2.

7. Генштаб Армении потребовал отставки премьер-министра Никола Пашиняна — заявление. https://ru.armeniasputnik.am/politics/20210225/26575427/Genshtab-Armenii-trebuet-otstavki-premer-ministra-Armenii-Nikola-Pashinyana.html.

8. Достижения Советской Армении. https://politsturm.com/dostizheniya-sovetskoj-armenii.

9. Заявление Президента Азербайджанской Республики, Премьер-министра Республики Армения и Президента Российской Федерации. http://www.kremlin.ru/events/president/news/64384.

10. Зеленков М. Ю., Бочарников И. В. Международные конфликты XXI века. М.: Инфра-М, 2019.

11. Кризисное состояние армянской экономики: пандемия и война обрушили ВВП. https://eadaily.com/ru/news/2021/01/14/krizisnoe-sostoyanie-armyanskoy-ekonomiki-pandemiya-i-voyna-obrushili-vvp.

12. НПО в Армении: «неправительственный» лоббизм без закона. https://vpoanalytics.com/2018/08/13/npo-v-armenii-nepravitelstvennyj-lobbizm-bez-zakona.

13. Парламент Армении принял госбюджет на 2021 г. https://ru.armeniasputnik.am/economy/20201210/25682216/Parlament-Armenii-prinyal-gosbyudzhet-na-2021-god.html.

14. Прозападные НПО в Армении ежегодно получают свыше 30 млн долларов — на что идут эти деньги. https://ru.armeniasputnik.am/politics/20201222/25851013/Prozapadnye-NPO-v-Armenii-ezhegodno-poluchayut-svyshe-30-mln-dollarov — na-chto-idut-eti-dengi.html.

15. Рейтинг экономик мира 2021, таблица ВВП стран мира. https://basetop.ru/rejting-ekonomik-mira-2021-tablitsa-vvp-stran-mira.

1. Areshev A. Turkey and Azerbaijan have prepared for the division of the Armenian lands. http://www.kavkazoved.info/news/2020/12/19/turcia-i-azerbajdzhan-prigotovilis-k-delezhu-armjanskih-zemel. html.

2. Armenia will take part in openly anti-Russian exercises in 2021. https://u — f-ru.turbopages.org/u-f.ru/s/news/politics/u25360/2021/03/16/312732.

3. Armenia has approved an economic response program and a preliminary action plan. https://news.myseldon.com/ru/news/index/245057065.

4. Bocharnikov I. V. Problems and prospects of the settlement of the Nagorno-Karabakh conflict//The post-Soviet continent. 2015. No. 1 (5). pp. 29–40.

5. Bocharnikov I. V. Border cooperation as a factor of ensuring Russia's security in the border space//Analytical Bulletin of the Federation Council of the Federal Assembly of the Russian Federation. 2009. No. 12 (379). pp. 43–60.

6. Galoyan N. G. The Nagorno-Karabakh conflict: historical background, chronology and solutions//International relations. 2018. No. 2.

7. The General Staff of Armenia demanded the resignation of Prime Minister Nikol Pashinyanstatement. https://ru.armeniasputnik.am/politics/20210225/26575427/Genshtab-Armenii-trebuet-otstavki-premer-ministra-Armenii-Nikola-Pashinyana.html.

8. Achievements of Soviet Armenia. https://politsturm.com/dostizheniya-sovetskoj-armenii.

9. Statement of the President of the Republic of Azerbaijan, the Prime Minister of the Republic of Armenia and the President of the Russian Federation. http://www.kremlin.ru/events/president/news/64384

10. Zelenkov M. Yu., Bocharnikov I. V. International conflicts of the XXI century. Moscow: Infra-M, 2019.

11. The crisis state of the Armenian economy: the pandemic and the war brought down the GDP. https://eadaily.com/ru/news/2021/01/14/krizisnoe-sostoyanie-armyanskoy-ekonomiki-pandemiya-i-voyna-obrushili-vvp.

12. NGOs in Armenia: "non-governmental" lobbying without the law. https://vpoanalytics.com/2018/08/13/npo-v-armenii-nepravitelstvennyj-lobbizm-bez-zakona.

13. The Armenian Parliament adopted the state budget for 2021. https://ru.armeniasputnik.am/economy/20201210/25682216/Parlament-Armenii-prinyal-gosbyudzhet-na-2021-god.html.

14. Pro-Western NGOs in Armenia receive over $ 30 million annually — what is the use of this money? https://ru.armeniasputnik.am/politics/20201222/25851013/Prozapadnye-NPO-v-Armenii-ezhegodno-poluchayut-svyshe-30-mln-dollarov — na-chto-idut-eti-dengi.html.

15. Rating of the world's economies 2021, table of GDP of the world's countries. https://basetop.ru/rejting-ekonomik-mira-2021-tablitsa-vvp-stran-mira.

Истоки многовекторности внешней политики Армении заложены в период формирования ее государственности. На протяжении столетий Армения была в центре мировых политических событий, оказывая влияние на характер и содержание политических процессов в Малой и Передней Азии, в Междуречье и Закавказье. В то же время войны, конфликты и иного рода социально-политические потрясения и катаклизмы определяли развитие самой Армении.

Важнейшим периодом, оказавшим влияние на развитие государственности Армении, а также формирование основных направлений ее внешней и внутренней политики, стало ее нахождение в составе Российской империи и СССР. Это являлось гарантией безопасности Армении и создавало условия для мирного созидания и развития. За годы нахождения в составе России и СССР Армения совершила мощный цивилизационный сдвиг, фактически восстановив государственность, заложив основы эффективного политического, социокультурного, экономического развития.

К концу 1980-х гг. в Армении действовали около 700 фабрик и крупных промышленных объектов, которые сформировали десятки крупных промышленных центров. За годы советской власти в Армении образовались 27 городов и 31 населенный пункт городского типа. В 1960–1985 гг. стали действовать промышленные комплексы в Чаренцаване, Абовяне, Севане, Раздане. Армянская АЭС, введенная в строй в 1977 г., обеспечивала электроэнергией не только Армению, но и соседние республики.

Все это определяло место и роль Армении в общесоюзном разделении труда и кооперации. В 1980-е из Советской Армении в 85 стран мира вывозилось более 200 видов продукции. Больших успехов Армения достигла в сфере науки и образования, культуры и искусства. За 70 лет советской власти в 14 высших и около 1500 среднеобразовательных учебных заведениях республики обучалось порядка 700 тыс. учащихся. В сфере образования и науки работало более 225 тыс. учителей и научных работников [8].

Важнейшим направлением социальной политики этого периода стала репатриация армянского населения. Ещё в предвоенные годы — с 1929-го по 1937-й — в Армянскую ССР было переселено более 16 тыс. армян. В основном это были переселенцы из Европы, переселение полностью финансировалось советским правительством. Более масштабное переселение в Армению началось после 1945 г. В результате только за три послевоенных года в Армянскую ССР иммигрировало более 100 тыс. армян. Всего же к началу 1990-х в Армению вернулось более 200 тыс. соотечественников. Население республики в советский период выросло более чем в пять раз.

Для Цитирования:
Бочарников Игорь Валентинович, Многовекторность внешней политики Армении: традиции и новая политическая реальность после Второй Карабахской войны. Дипломатическая служба. 2021;3.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: