Очевидно, что кадры нового формата невозможно учить по-старому, для этого нужны свежие решения, подходы, программы и траектории. Одним из трендов современного формата обучения становится подготовка специалистов параллельно по нескольким, как правило, двум смежным специальностям.
Эксперты отмечают, что скоро привычное обучение лишь по одной специальности начнет уходить в прошлое. Компетенции на стыке профессий — это тренд, продиктованный временем, и он будет лишь усиливаться в дальнейшем.
«Большое влияние на этот процесс оказывает развитие технологий, инновации и тотальная цифровизация, — отмечает директор по исследованиям и разработкам КРОС Ксения Касьянова. — Уже сегодня многие отрасли экономики трансформируются под влиянием диджитализации, а значит компетенции, которые до недавнего времени были актуальны для тех или иных областей, требуют пересмотра. На передний план выходит сочетание гуманитарных и технических наук, умение разбираться сразу в нескольких областях не просто "по верхам", а с экспертной точки зрения, быть гибким и многозадачным».
По прогнозам, к 2030 году появится более ста новых профессий, причем большинство из них будет находиться на стыке дисциплин. Яркий пример — биотехнологии. Эта новая высокотехнологичная отрасль пересекается с медициной, сельским хозяйством, инженерией и другими отраслями, а значит — требует специалистов с соответствующими компетенциями.
Фундаментальное образование не может находиться в стороне от этого процесса. Сегодня вузы по всему миру предлагают разнообразные программы с двойной, а иногда и с тройной квалификацией. Кто-то добавляет к основной обучающей траектории различные дополнительные курсы, короткие образовательные программы по смежным дисциплинам и прочее. Отечественное образование тоже дает свой ответ растущему спросу на междисциплинарных специалистов.
В 2021 году Президент Владимир Путин подписал закон о возможности получения нескольких квалификаций в ходе обучения в вузах и колледжах. Соответствующие изменения были внесены в закон «Об образовании в РФ». С этого момента образовательная программа может включать в себя компетенции, относящиеся к нескольким профессиям, специальностям и направлениям подготовки.