Борис Рувимович Мандель,
кандидат педагогических наук, доцент кафедры гуманитарных наук и иностранных языков НТИ (филиал) РГУ им. Косыгина, Doctor of Science, Honoris causa of International Academy of Natural History
Вопрос о том, стоит ли вообще учиться, уже давно переведён в разряд банальных или даже бессмысленных. Однако некоторая мистика, особенно при выборе варианта ответа, всё-таки остаётся. Хотя многие предпочитают это просто игнорировать… Но рядом-то возникает ещё довольно много вопросов, где встретятся и те, что пытаются обозначить проблемы учения и обучения, проблемы педагога и учащегося, их взаимоотношений на всех уровнях и в любых ситуациях, проблемы современного обучения и неоднократно поднимаемой нами проблемы современного, нового педагога. И во что мы сразу упрёмся: непосредственно в поиски путей и ответов или в поиски системы/системности самих данных вопросов и проблем? Разнообразие и многообразие вопросов естественным образом ведёт к разнообразию и многообразию ответов… А ещё здорово звучат такие вопросы: у кого учиться и чему учиться? У кого!
Есть такое интересное понятие — профессиональная этика преподавания. Педагог ответственен за то, чтобы предоставить всем студентам возможность изучить материал и получить объективную оценку своего труда. Скупо, сухо, точно, безапелляционно.
А вот ещё круче: преподаватель, в силу занимаемой им должности, имеет определённую власть над студентом! Конечно, этические кодексы поведения запрещают преподавателю резко проявлять свою власть над студентом, особенно в форме эксплуатации или насилия в различных видах: сексуальном, расовом, религиозном, интеллектуальном — принуждать студентов делать то, что не является предметом изучения его дисциплины... Но и это не всё. Как вам понравится выражение «интеллектуальный снобизм»? Это то, что проявляется, например, в постановке учебных задач, превышающих интеллектуальные возможности студентов (правда, их на первом курсе измерить трудно, и порой мы вроде как провоцируем наших юношей и девушек, чтобы просто узнать степень их знания — однако здесь такая тонкая грань…).