При проектировании воздушных линий электропередачи на больших переходах через водные преграды и горные ущелья актуальной задачей является технико-экономическое сравнение вариантов строительства линии с применением современных типов проводов российского производства [1].
Анализ и оценка инвестиционных проектов – одна из самых сложных задач в сфере экономики, производства и управления. Ее сложность обусловлена значительной неопределенностью и наличием множества противоречивых критериев [2]. Экономическая эффективность заключается в применении проектных решений, обеспечивающих снижение ресурсных, трудовых и капитальных затрат при строительстве и эксплуатации.
В ходе проектирования возникают и такие требования, как повышение пропускной способности сети, повышение надежности работы линии в гололедных условиях и др. Принятие решения уже лежит в области многокритериальных задач.
Поставленная цель: выбрать рациональный инвестиционный проект из предложенных шести вариантов, обладающий повышенной механической прочностью и наибольшим интегральным эффектом.
Применение проводов нового поколения при проектировании больших переходов воздушных линий электропередачи через водные преграды и большие ущелья увеличивает пропускную способность таких линий, повышает их надежность за счет снижения аэродинамического сопротивления и повышенной механической прочности проводов, однако при протекании больших токов увеличиваются и нагрузочные потери в линии.
Таким образом, необходимо получить методику технико-экономического сравнения вариантов проектирования воздушных линий электропередачи через большие переходы, позволяющей определить наиболее экономически выгодный вариант проекта при высокой механической надежности.
Механический расчет проводов производился по методу допускаемых напряжений для режимов максимальных нагрузок, минимальной температуры и среднегодовых условий. Напряжение в низшей точке провода находится из уравнения [2]:
где σА – напряжение в точке крепления провода к опоре, которое соответствует максимальному значению;