По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 621.315.1

Многокритериальная оценка проектов больших переходов воздушных линий электропередачи через водные преграды

Шевченко Н. Ю. канд. техн. наук, доцент, ФГБОУ ВО «Волгоградский государственный технический университет», Камышинский технологический институт (филиал), ФГБОУ ВО «Волгоградский государственный технический университет», Волгоградская обл., г. Камышин
Тихонин С. Н. студент 4-го курса, ФГБОУ ВО «Волгоградский государственный технический университет», Камышинский технологический институт (филиал), ФГБОУ ВО «Волгоградский государственный технический университет», Волгоградская обл., г. Камышин
Зенина О. А. студентка 4-го курса, ФГБОУ ВО «Волгоградский государственный технический университет», Камышинский технологический институт (филиал), ФГБОУ ВО «Волгоградский государственный технический университет», Волгоградская обл., г. Камышин

Разработана методика решения многокритериальной задачи определения оптимального варианта строительства большого переходя через водную преграду. Приведен сравнительный анализ шести вариантов больших переходов ВЛ через водную преграду с использованием современных типов проводов российского производства: AAACZ, AACSR, GZTACSR, АСВТ, АСВП. Вариант с проводом АС взят за исходный. Произведен механический расчет проводов для режимов максимальных нагрузок, минимальной температуры и среднегодовых условий. Определены стрелы провеса проводов в соответствии с теорией цепной линии. Методом интегральных показателей произведено технико-экономическое сравнение данных вариантов. Результаты механического расчета показали, что наибольшей механической прочностью обладает вариант с проводами АСВТ. Результаты технико-экономического расчета показали, что наибольший интегральный эффект у варианта с проводом ZTACSR. Методом аддитивной свертки определен оптимальный вариант с проводом АСВТ.

Литература:

1. СТО 56947007-29.060.50.268-2019. Указания по проектированию ВЛ 220 кВ и выше с неизолированными проводами нового поколения. ПАО «ФСК ЕЭС».

2. Бошнякович А.Д. Расчет проводов подстанций и больших переходов ЛЭП. – Л.: Энергия, 1975. – 236 с.

3. Качановская В., Ермошина М. Проектирование больших переходов ВЛ через водные преграды с применением высокотемпературных проводов// Электроэнергия. Передача и распределение. – 2013. – № 1 (16). – С. 50–54.

4. Шевченко Н.Ю. Повышение эффективности реконструируемых воздушных линий электропередачи, подверженных экстремальным метеовоздействиям: автореф. дис., канд. техн. наук: 05.09.03. – Саратов, 2011.

5. Повышение эффективности работы воздушных линий электропередачи, работающих в экстремальных метеоусловиях / Н.Ю. Шевченко, Ю.В. Лебедева, Г.Г. Угаров // Вестник СГТУ. – 2011. – № 1. – Вып. 3. – С. 121–125.

6. Повышение эффективности воздушных линий электропередачи напряжением 110–220 кВ в гололедных районах: монография / Г.Г. Угаров, Н.Ю. Шевченко, Ю.В. Лебедева, А.Г. Сошинов. – М.: Перо, 2013. – 186 с.

7. Шевченко Н.Ю. Оптимизационная модель реконструкции воздушных линий электропередачи, работающих в экстремальных метеоусловиях // Известия ВолгГТУ. Серия: Процессы преобразования энергии и энергетические установки. – 2011. – Вып. 3. – № 8. – C. 89–92.

При проектировании воздушных линий электропередачи на больших переходах через водные преграды и горные ущелья актуальной задачей является технико-экономическое сравнение вариантов строительства линии с применением современных типов проводов российского производства [1].

Анализ и оценка инвестиционных проектов – одна из самых сложных задач в сфере экономики, производства и управления. Ее сложность обусловлена значительной неопределенностью и наличием множества противоречивых критериев [2]. Экономическая эффективность заключается в применении проектных решений, обеспечивающих снижение ресурсных, трудовых и капитальных затрат при строительстве и эксплуатации.

В ходе проектирования возникают и такие требования, как повышение пропускной способности сети, повышение надежности работы линии в гололедных условиях и др. Принятие решения уже лежит в области многокритериальных задач.

Поставленная цель: выбрать рациональный инвестиционный проект из предложенных шести вариантов, обладающий повышенной механической прочностью и наибольшим интегральным эффектом.

Применение проводов нового поколения при проектировании больших переходов воздушных линий электропередачи через водные преграды и большие ущелья увеличивает пропускную способность таких линий, повышает их надежность за счет снижения аэродинамического сопротивления и повышенной механической прочности проводов, однако при протекании больших токов увеличиваются и нагрузочные потери в линии.

Таким образом, необходимо получить методику технико-экономического сравнения вариантов проектирования воздушных линий электропередачи через большие переходы, позволяющей определить наиболее экономически выгодный вариант проекта при высокой механической надежности.

Механический расчет проводов производился по методу допускаемых напряжений для режимов максимальных нагрузок, минимальной температуры и среднегодовых условий. Напряжение в низшей точке провода находится из уравнения [2]:

где σА – напряжение в точке крепления провода к опоре, которое соответствует максимальному значению;

Для Цитирования:
Шевченко Н. Ю., Тихонин С. Н., Зенина О. А., Многокритериальная оценка проектов больших переходов воздушных линий электропередачи через водные преграды. Оперативное управление в электроэнергетике: подготовка персонала и поддержание его квалификации. 2021;1.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: