Осознанное выполнение родительской роли, выражающейся в качественном выполнении воспитательной функции, определяет состояние психологического здоровья личности подрастающего поколения, института семьи и общества в целом. Происходящая в последние годы трансформация семьи как основного социального института привела к распространению негативных явлений, таких как малодетность и связанное с ней увеличение числа однодетных семей, уход от традиционного распределения ролей и ответственности в системе семейно-брачных отношений, феминизация, ослабление отцовской роли и снижение стабильности семьи.
Распространение последствий трансформации российской семьи наряду с высоким уровнем смертности населения, в свою очередь, способствовали возникновению неблагоприятной демографической ситуации, выражающейся в устойчивом сокращении численности населения России. В связи с этим решение обозначенных проблем видится в распространении многодетных семей, характеризующихся сознательным рождением детей и осознанным выполнением основных социальных функций, связанных с их воспитанием и уходом.
Предметом данного исследования является многодетность как осознанное явление.
Цель исследования состоит в попытке определить механизмы формирования осознанной многодетности на основе анализа научной литературы.
Проблеме изучения феномена родительства в отечественной и зарубежной науке посвящено достаточно много работ. К числу наиболее значимых среди них необходимо отнести исследования А. И. Антонова, А. Бертина, В. А. Борисова, Н. А. Гительсона, И. В. Добрякова, В. Н. Дружинина, М. О. Ермихиной, Н. П. Коваленко, И. С. Кона, Р. В. Овчаровой, П. Сорокина, Г. Г. Филипповой. Однако при относительной разработке проблем, связанных с феноменом родительства, сущность его до сих пор полностью не раскрыта.
С появлением детей в семье супруги сознательно или неосознанно приобретают новый статус родителей. Однако необходимо отметить, что биологическая способность быть родителем не всегда соответствует сформированной психологической готовности к выполнению родительских ролей, формирующейся под влиянием различных факторов и выражающейся в осознании себя родителем и способах реализации родительской роли. С точки зрения В. Н. Дружинина (1996), родительство выражается в родительской ответственности, определяющей поведение родителей и имеющей дуальную природу: ответственность перед обществом и перед самим собой в вопросах духовного и физического развития детей.