По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

«Младший брат» публичной власти

Законодательство о местном самоуправлении меняется чуть ли не чаще, чем Правила дорожного движения или Налоговый кодекс. Изменения в Конституцию, внесенные летом 2020 года, поставили ряд принципиальных вопросов о роли муниципальной власти в России. Обсудить ситуацию в этой сфере мы решили с доктором юридических наук, профессором УрГЮУ Олегом КОЖЕВНИКОВЫМ.

— Олег Александрович, начнем с вопроса про систему публичной власти. Это понятие в некотором смысле новое — появилось в Конституции России летом 2020 года и создало много вопросов о статусе местного самоуправления. Как конституционалисты понимают «единую систему публичной власти»? Означает ли встраивание местного самоуправления в общую систему отказ от независимости муниципальной власти?

— Термин «публичная власть» в нашем законодательстве никогда не применялся широко. Однако он известен в науке конституционного права и неоднократно упоминался в решениях Конституционного суда России. Обычно под ним понимают совокупность институтов власти, которые действуют в стране и которым от имени населения делегируется право на осуществление властных полномочий, управления и так далее.

В законодательстве определение публичной власти получило развитие в недавно принятом законе о Госсовете, где она понимается как совокупность всех уровней власти, взаимодействующих между собой для достижения определенных целей и задач. Однако это определение достаточно сложно для понимания, и я думаю, что в итоге его вынужден будет разъяснять Конституционный суд. Но, если бы этого определения не было, в принципе ничего бы и не поменялось. Просто была бы констатация свершившегося факта, что, несмотря на наличие ст. 12 Конституции России, согласно которой местное самоуправление не входит в систему государственной власти, тем не менее оно все-таки является одной из разновидностей власти, которая осуществляет эту функцию от имени населения. В данном случае — муниципального образования.

Но меня в этой ситуации смущает раскрытие этого термина в законе о Госсовете. Судя по структуре этого органа, органы местного самоуправления там напрямую не представлены вообще! То местное самоуправления играет роль «младшего брата» — ты как бы входишь в систему публичной власти, но не совсем на равных правах.

Я думаю, что если эта тенденция продолжится, то местное самоуправление станет придатком государственной власти, но уже под формулировкой «публичная власть». Причем самым младшим братом, у которого не будет возможностей, в том числе лоббистских, отстаивать свои интересы.

Для Цитирования:
«Младший брат» публичной власти. Глава местной администрации. 2022;11.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: