БИО АВТОРА
Святослав Бирюлин
CEO и founder компании Sapiens Consulting, член комитета по стратегии аэропорта Магнитогорск и guest lecturer Ассоциации независимых директоров. Работал председателем комитета по стратегии в компаниях ТД «Ярмарка» и ТС «ТехноНИКОЛЬ». Автор нескольких книг о ведении бизнеса
Кризис две тысячи какого-нибудь года. Некая частная компания «истекает кровью» — клиентов нет, а те, что есть, не платят. Компания срезает затраты везде, где может, в том числе сокращает персонал. Что нужно (кроме денежного потока) компании в этот момент? Например, сплоченная команда. И в этом может помочь миссия.
Понимание миссии как управленческого инструмента было сильно дискредитировано предпринимателями из 1990-х. Пользоваться ею они совершенно не умели, а так как добивались успеха и без нее, то искренне верили в то, что миссия — лишь книжная шелуха. Забавно, что те же предприниматели потом, в конце 2000-х, начали жаловаться на то, что их сотрудники «приходят на работу, только чтобы получать зарплату».
«Если хочешь пожать, то посей», — пел Борис Гребенщиков. Любые отношения между людьми — это обмен. Это может быть товарно-денежный обмен или обмен ресурсами, влиянием, обмен эмоциями и т.д. Работа любого наемного сотрудника — это обмен 8 часов его рабочего времени на что-то, что дает ему работодатель. Если работодатель не предлагает ничего, кроме денег, разве вправе он ожидать от сотрудника, чтобы тот думал о чем-то, кроме своей зарплаты? Если собственник бизнеса хочет от наемных сотрудников большего, ему нужно и предложить нечто большее, чем зарплата дважды в месяц. Сотрудник не может и не должен сам придумывать для себя смысл работы.
Чтобы выжить, сотрудник обменивает свое время на деньги. Но он может делать это по-разному. Он может просто отбывать номер, покидая офис ровно в 18:00 с легким сердцем и пустой головой, а может видеть для себя веские причины выкладываться по полной. Забота об этом лежит полностью на плечах работодателя. Веревочные тренинги, корпоративы и тимбилдинги в этом деле могут помочь, но прежде всего сотрудник должен видеть в своей работе смысл.