По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 069.02:7; 069.02:93/99

Мировые коллекции Государственного Музея искусства народов Востока: от истоков до наших дней

Волкова А.Н. магистр культурологии, г. Пермь

Государственный музей искусства народов Востока — это уникальное учреждение, которое играет ключевую роль в сохранении и популяризации культурного наследия стран Востока. Его коллекции представляют собой сокровищницу древних артефактов, произведений искусства и исторических документов, которые не только иллюстрируют богатство и разнообразие восточных цивилизаций, но и помогают глубже понять их философские, религиозные и художественные традиции. Каждый экспонат музея — это не просто объект, а рассказ о многовековой истории, уникальных культурных практиках и взаимодействии различных народов. В условиях глобализации и культурного обмена коллекции Музея Востока становятся важным мостом между Востоком и Западом, способствуя диалогу и взаимопониманию между разными культурами. В данной статье мы рассмотрим значимость коллекций этого музея и их вклад в современное культурное пространство.

Литература:

1. Государственный музей Востока. Официальный сайт. https://www.museum.ru/Museum/24

2. Виноградова И.В. Искусство Востока: традиции и современность. — Москва: Издательство «Наука», 2020.

3. Баранова Е.А. Культура Востока: влияние на мировое искусство. — Санкт-Петербург: Издательство «Алетейя», 2019.

4. Петров А.Н. Музей Востока: история и коллекции. — Москва: Издательство «Искусство», 2021.

Государственный музей искусства народов Востока был основан 30 октября 1918 года. За свой вековой путь он неоднократно менял название (Ars Asiatica, Музей восточных культур, Музей искусства народов Востока) и перемещался, пока в 1984 году не обосновался в здании, известном как «Дом Луниных» — городской усадьбе начала XIX века на Никитском бульваре, в самом центре Москвы.

История этого здания уходит корнями в начало XVIII века. В 1787 году архитектор Е.С. Назаров построил для князей Путятиных трехэтажный дом на месте палат начала XVIII века у Никитских ворот. В 1802 году участок с постройками был приобретен генерал-лейтенантом П.М. Луниным, дядей известного декабриста М.С. Лунина. После московского пожара 1812 года сохранилась лишь часть сводов первого этажа дома Путятиных.

Строительство нового комплекса на этом месте началось в 1814 году, и к концу 1818 года были возведены одно- и двухэтажные здания, а также новый двухэтажный флигель, который стал жилым домом семьи Луниных. С 1818 по 1822 год строительство нового ансамбля велось по проекту Д.И. Жилярди. В 1821 году еще не завершенный главный дом усадьбы был передан Коммерческому банку, который полностью выкупил владение в начале 1823 года и размещался здесь до 1917 года.

Усадьба «Дом Луниных» представляет собой выдающийся образец русского ампира начала XIX века и является наиболее значительным жилым проектом Жилярди. Она имеет ассиметричную композицию, которая не встречается в других работах архитектора. Главный трехэтажный корпус фланкируется с одной стороны двухэтажным жилым флигелем, а с другой — длинным одноэтажным служебным зданием. Усадьба изначально задумывалась как многофункциональный комплекс с двумя изолированными дворами и своими воротами.

Фасад центрального здания обладает выразительной плоскостной композицией: колоннада размещена в неглубокой и эффектной лоджии, оснащенной литым ажурным балконом, который тянется почти на всю ширину фасада. Антаблемент, лишенный фронтона и завершенный длинным аттиком, венчает гладкую поверхность стены. Парадное оформление главного корпуса контрастирует с простой отделкой фасада флигеля, построенного на высоком белокаменном цоколе. Лоджия с мощной коринфской колоннадой и балконом создают живописную игру светотени, в то время как ионический ордер флигеля подчеркивает его строгую объемность. Шестиколонный портик флигеля с парными угловыми колоннами завершен фронтоном в стиле XVIII века, что придает правой части здания завершенный вид. Примыкающий к нему сзади двухэтажный корпус использовался как жилой, а вдоль Калашного переулка располагались конюшни.

Для Цитирования:
Волкова А.Н., Мировые коллекции Государственного Музея искусства народов Востока: от истоков до наших дней. Музей. 2024;9.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: