Государственный музей искусства народов Востока был основан 30 октября 1918 года. За свой вековой путь он неоднократно менял название (Ars Asiatica, Музей восточных культур, Музей искусства народов Востока) и перемещался, пока в 1984 году не обосновался в здании, известном как «Дом Луниных» — городской усадьбе начала XIX века на Никитском бульваре, в самом центре Москвы.
История этого здания уходит корнями в начало XVIII века. В 1787 году архитектор Е.С. Назаров построил для князей Путятиных трехэтажный дом на месте палат начала XVIII века у Никитских ворот. В 1802 году участок с постройками был приобретен генерал-лейтенантом П.М. Луниным, дядей известного декабриста М.С. Лунина. После московского пожара 1812 года сохранилась лишь часть сводов первого этажа дома Путятиных.
Строительство нового комплекса на этом месте началось в 1814 году, и к концу 1818 года были возведены одно- и двухэтажные здания, а также новый двухэтажный флигель, который стал жилым домом семьи Луниных. С 1818 по 1822 год строительство нового ансамбля велось по проекту Д.И. Жилярди. В 1821 году еще не завершенный главный дом усадьбы был передан Коммерческому банку, который полностью выкупил владение в начале 1823 года и размещался здесь до 1917 года.
Усадьба «Дом Луниных» представляет собой выдающийся образец русского ампира начала XIX века и является наиболее значительным жилым проектом Жилярди. Она имеет ассиметричную композицию, которая не встречается в других работах архитектора. Главный трехэтажный корпус фланкируется с одной стороны двухэтажным жилым флигелем, а с другой — длинным одноэтажным служебным зданием. Усадьба изначально задумывалась как многофункциональный комплекс с двумя изолированными дворами и своими воротами.
Фасад центрального здания обладает выразительной плоскостной композицией: колоннада размещена в неглубокой и эффектной лоджии, оснащенной литым ажурным балконом, который тянется почти на всю ширину фасада. Антаблемент, лишенный фронтона и завершенный длинным аттиком, венчает гладкую поверхность стены. Парадное оформление главного корпуса контрастирует с простой отделкой фасада флигеля, построенного на высоком белокаменном цоколе. Лоджия с мощной коринфской колоннадой и балконом создают живописную игру светотени, в то время как ионический ордер флигеля подчеркивает его строгую объемность. Шестиколонный портик флигеля с парными угловыми колоннами завершен фронтоном в стиле XVIII века, что придает правой части здания завершенный вид. Примыкающий к нему сзади двухэтажный корпус использовался как жилой, а вдоль Калашного переулка располагались конюшни.