Проблема формирования образа мышления современного человека, его мировоззрения актуальна в настоящее время как никогда. В то время, когда каждый день несет колоссальные изменения в социально-политической обстановке, в мировой экономике, вопрос об оформлении менталитета человека и вопрос взаимовлияния сознания человека и бытия весьма злободневны. Это обусловлено тем, что процесс обновления жизнедеятельности любого социума как объективно назревшей необходимости начинается именно с сознания человека, его ментальной способности воспринимать новое. Деформированный, агрессивный менталитет человека всегда ведет к разрушительным воздействиям как в индивидуальном, так и в социальном планах. Та философско-мировоззренческая концепция, которая утверждала, что только внешняя объективная реальность определяет уровень сознания, мировосприятия людей и что индивидуальное сознание человека не может изменить мир, давно уже является несостоятельной. «Например, есть такая иллюзия: если изменить окружающий мир, люди тоже изменятся. Если ограничиваться внешними изменениями, люди не изменятся. Вы не изменитесь, даже если поменяете работу или жену, построите новый дом или перейдете к новому учителю. Считать иначе — всё равно что верить в то, что, если взять новую ручку, изменится почерк, а если надеть новую шляпу, голова под ней сразу поумнеет» [1, с. 150].
Социально-экономические процессы, которые происходят в России в последние два десятка лет, являются ярким примером тому, что отсутствие адекватного, здорового, необходимого общественной системе мышления человека является невосполнимой потерей человеческого энергоресурса. Человеческий энергоресурс всегда более ценен, чем денежный или технический, ибо он (человек) их создает. Целенаправленное уничтожение духовных ценностей и замена их благородными, но в то же время ложными ценностями привели к потере смысла в жизни. Ключевым моментом в рассмотрении влияния материалистического мировоззрения на здоровье человека является вопрос: «С какой точки зрения мы подходим к данному вопросу?».