По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 378.14

Мировоззренческий нейтралитет как позиция преподавателя социально-гуманитарных дисциплин

Гатиатуллина Эльвира Ринатовна доцент кафедры психологии, педагогики и социально-гуманитарных дисциплин Московского университета им. С.Ю. Витте, кандидат философских наук, доцент Россия, 115432, г. Москва, 2-й Кожуховский проезд, д. 12, стр. 1, каб. 313, E-mail: elvira_gatiatull@mail.ru

Предметом исследования является выраженная мировоззренческая позиция и ориентация человека, который является преподавателем социально-гуманитарных дисциплин в высшем учебном заведении. Особенно заметным подобное влияние становится в преподавании дисциплин социально-гуманитарного блока, в силу чего на преподавателе этих дисциплин лежит гораздо бóльшая мировоззренческая ответственность, чем на преподавателе естественно-математического или технического циклов. Автор показывает, что минимизация возможных мировоззренческих искажений в преподавании социально-гуманитарного цикла достижима при условии, что преподаватель придерживается скептической философской ориентации. Новизна авторского подхода заключается в утверждении о том, что скептицизм как философская позиция представляет собой не столько разновидность агностицизма, или релятивизма, или тем более нигилизма, как обычно трактуется скептическая философия, а своего рода мировоззренческий нейтралитет, который позволяет преподавателю социально-гуманитарных дисциплин наиболее адекватно выполнять свой профессиональный долг.

Литература:

1. Волкова Е.Г. Основные проблемы преподавания философии в вузе // Современное образование. — 2015. — № 2.

2. Гусев Д.А. Скептицизм как высшая форма дискурсивного реализма // Философская мысль. — 2014. — № 9.

3. Гусев Д.А. Скептицизм как «правильная» философия, или Три ступени дискурсивного реализма // Дискуссия. — 2014. — № 10 (51).

4. Музяков С.И. Аксиология античного скептицизма как эвдемонистическая модель // Философская мысль. — 2015. — № 1.

5. Рыбакова Н.А. Сущность самоактуализации педагога с позиций гуманистического подхода // Человек и культура. — 2015. — № 2.

6. Флеров О.В. Виртуальные средства обучения английскому языку // Образовательные ресурсы и технологии. — 2015. — № 1 (9).

7. Флеров О.В. Роль и значение сравнительно-исторического метода в лингвистике // Наука, образование, общество: тенденции и перспективы. Сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции: в 5 частях. — М., 2014.

8. Чернова О.Н. Педагогическая деятельность в контексте международной системы оценки качества образования // Человек и культура. — 2015. — № 2.

9. Шелковников А.Ю. Роль философии в формировании научного мировоззрения // Преподаватель XXI век. — 2014. — Т. 2, № 4.

Вряд ли кто-то будет всерьез оспаривать положение, согласно которому человеку свойственно ошибаться и что по крупному счету никто ничего наверняка не знает и, скорее всего, не может знать именно в силу самой природы человека, его мышления и познания. Существует ли единственно верное философское учение? Можно ли говорить о том, что одна мировоззренческая позиция ближе к истине, чем другая? Как все обстоит «на самом деле»? И существует ли вообще это «самое дело»? Эти вопросы относятся к разряду «вечных» и не имеют окончательных, общепризнанных и удовлетворительных ответов, причем не исключено, что такого рода ответов вообще никогда не будет [2, с. 21–68]. Может ли кто-нибудь взять на себя «смелость» утверждать, что на эти вопросы можно ответить или тем более что ответы на них уже имеются? Не будет ли такое утверждение наивным и «инфантильным»? Не будет ли оно всего лишь самообольщением, а не установлением истинного положения вещей? Несмотря на это, некоторые «убежденные» сторонники какой-либо из точек зрения, интерпретации, модели всерьез утверждают, что им известно, как все обстоит «на самом деле», что нечто уже давно «найдено», «установлено», «доказано»; однако в данном случае мы имеем дело не с чем иным, как с «монополизацией» истины, «авторитаризмом» и «антидемократией» в области духовной культуры, против чего, например, активно выступал П. Фейерабенд со своим «эпистемологическим анархизмом». Конечно, концепция П. Фейерабенда также не является «единственно верной», но она по крайней мере не претендует на такого рода статус, а является всего лишь методологическим принципом (как и у античных скептиков) разрушения интеллектуального догматизма и «самодовольства». Одним из важных и справедливых утверждений как скептицизма, так и «эпистемологического анархизма» является положение о том, что провозглашение некой концепции в качестве «правильной» не делает ее таковой; монополизация истины не означает ее обнаружение, более того, она (монополизация) представляет собой именно отказ от поиска истины, а значит, по крупному счету отказ от самого мышления [9, с. 209–216].

Для Цитирования:
Гатиатуллина Эльвира Ринатовна, Мировоззренческий нейтралитет как позиция преподавателя социально-гуманитарных дисциплин. Ученый совет. 2016;10.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: