Робототехника является одной из ключевых технологий будущего, в которой проблемы механики, новых инженерных и информационных технологий и аппаратных схем получения информации об окружающей среде (датчики, сенсоры и т. д.) переплетаются с проблемами искусственного интеллекта и создания систем управления сложными динамическими объектами в условиях неопределенности. В последние годы робототехника переживает новый виток развития, охватывая все больше направлений деятельности человека.
Робототехника традиционно подразделяется на два сегмента: промышленная робототехника и сервисная робототехника для личного или профессионального использования. Однако традиционная граница между этими сегментами постепенно размывается в результате развития промышленного использования сервисной робототехники; мобильной промышленной робототехники, которая позволяет быстро перенастраивать роботов с одной деятельности на другую; появления «кобототехники» (robotique collaborative), обеспечивающей совместное выполнение человеком и роботом сложных задач [5].
Характеризуя общее состояние мирового рынка робототехники в 2018 г., президент Международной федерации робототехники (International Federation of Robotics, IFR) Джунджи Цуда (Junji Tsuda) отметил, что, несмотря на проблемы в автомобильной и электротехнической промышленности, а также торговый конфликт между США и Китаем, вынуждающий заказчиков ПР откладывать инвестиции, в 2018 г. рынок продолжал развиваться. В 2018 г. было произведено более 422 тыс. ПР, что на 6% больше, чем в 2017 г. Годовой объем мировых продаж ПР составил 16,5 млрд долл. против 16,2 млрд долл. в 2017 г. С учетом программного обеспечения, периферийных устройств и системной инженерии его стоимость составляет около 50 млрд долл. [4; 3]. В настоящее время парк ПР составляет 2 439 543 ед. [2].
Крупнейшим региональным рынком ПР является азиатский регион. В 2018 г. ситуация на трех главных азиатских рынках выглядела неоднозначно: производство роботов в Китае и Южной Корее сократилось, а в Японии значительно возросло. В целом азиатский рынок вырос на 1%. Вторым по величине является европейский рынок, демонстрирующий новые пиковые значения шестой год подряд. В 2018 г. он вырос на 14% по сравнению с 2017 г. В Северной и Южной Америке темпы роста превышали показатели 2017 г. на 20%, что также свидетельствует о рекордном росте в течение шести последних лет. Данные о динамике производства ПР в 2013–2018 гг. представлены в табл. 1.