По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 338 DOI:10.33920/vne-04-2003-05

Мировой опыт цифровой трансформации в условиях преобладания финансового сектора

Белова Людмила Георгиевна д-р экон. наук, доцент, Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова, 119991, Москва, ГСП-1, Ленинские горы, д. 1, стр. 46, E-mail: lgbelova@bk.ru

Главные тенденции в мировой экономике в конце XX — первой четверти XXI в.: финансиализация мировой экономики, финансовая глобализация, цифровизация и цифровая трансформация всех областей жизнедеятельности и бизнес-процессов. В статье сделана попытка проанализировать сущностные характеристики и стратегии цифровой трансформации как одной из важнейших тенденций современности и выявить особенности этого процесса на фоне другой важнейшей тенденции — финансиализации мировой экономики.

Цифровая трансформация — один из ключевых вызовов настоящего времени и ближайшего будущего — весьма привлекательна с точки зрения достижения конкурентных преимуществ, но далеко неоднозначна. С одной стороны, компании, успешно внедряющие цифровые технологии и стратегии, наглядно демонстрируют, каких успехов можно достичь путем изменения бизнес-модели. С другой стороны, компаниям со сложившейся историей, с проверенными бизнес-моделями, сформированной в течение десятилетий ИТ-инфраструктурой осваивать и внедрять цифровые инновации достаточно сложно. Однако у компаний практически не остается выбора: в условиях жесткой конкуренции и снижающегося уровня лояльности клиентов необходимо постоянно проводить мониторинг рынка и вносить адекватные изменения в бизнес-модели.

Вызовы, связанные с цифровизацией национальной и мировой экономики, заключаются не столько в противостоянии компаний, перешедших на цифровые стратегии, и классических организаций, поддерживающих традиционные стратегии развития, сколько в трансформации институтов, изменении приоритетности между формальными и неформальными институтами, замене классических институтов технологическими в условиях сосуществования и взаимодействия таких ведущих тенденций в мировой экономике в конце XX — первой четверти XXI в., как: финансиализация мировой экономики (МЭ); финансовая глобализация; цифровизация; цифровая трансформация; изменение структуры экономики в связи с повышением роли развивающихся стран и рынков как одно из кардинальных изменений в МЭ в последние десятилетия; сокращение глубины финансовых рынков, обусловленное вышеуказанным кардинальным сдвигом; тенденция к снижению процентных ставок и росту цен на активы как макроэкономические последствия старения населения; формирование новой глобальной финансовой цифровой среды и экосистемы глобальных финансов.

Финансиализация МЭ — процесс качественного повышения роли и значимости финансовых рынков в функционировании экономики отдельных стран и мирового хозяйства в целом, выражающийся в преобладании финансовых сделок, накоплении громадных финансовых ресурсов, подчинении реального сектора экономики финансовому, отрыве финансовых ресурсов от материального производства. Понятие сложилось в 2000-е гг., однако до сих пор спорное. Один из литературных источников, в котором этот феномен проанализирован в различных аспектах — монографии «Финансиализация и мировая экономика», опубликованной в 2006 г. под редакцией Джеральда Эпстина (Financialization and the World Economy1). Современная экономика — это прежде всего финансовая рыночная экономика, основу которой составляют ценные бумаги и финансовые инструменты (деривативы), участвующие в биржевых торгах. Набор ценных бумаг, которые в процессе биржевых операций значительно превосходят свое материальное подтверждение, т. е. стоимость реального капитала, Карл Маркс назвал фиктивным капиталом, и этот термин прочно вошел в научный оборот.

Для Цитирования:
Белова Людмила Георгиевна, Мировой опыт цифровой трансформации в условиях преобладания финансового сектора. Международная экономика. 2020;3.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: