Эффективное управление персоналом организации должно строиться на грамотно разработанной стратегии ее развития. Этому принципу следуют практически все современные зарубежные компании, в том числе GENERAL MOTORS, FORD, TOYOTA, MITSUBISHI, SONY и др. Как подчеркивают специалисты, в зависимости от выбранных целей вырабатываются стратегия — программа действий, определяющая развитие организации (расширение производства основной продукции и дальнейшее продвижение ее на уже освоенные рынки; разработка новых товаров и продажа их на тех же рынках; поиск новых рынков сбыта; диверсификация производственно-сбытовой деятельности и т. д.) и соответствующая модель управления [1].
Следует отметить, что формирование кадровой политики компании должно учитывать как тактические направления, которые могут спровоцировать конфликт интересов руководства и сотрудников (выплаты дивидендов, решение социальных вопросов), так и стратегические, которые, наоборот, объединяют.
Методы управления персоналом в зависимости от принятой стратегии условно можно сгруппировать следующим образом [2]:
• административные (ориентированные на определенные мотивы человеческого поведения — осознание необходимости трудовой деятельности и дисциплины труда, чувство долга, культуру труда и т. п., напрямую воздействующие на персонал с помощью норм, распоряжений, регламентирующих актов, подлежащих обязательному исполнению);
• экономические (косвенно воздействующие, основанные на материальном стимулировании коллективов и отдельных работников);
• социально-психологические, базирующиеся на использовании неформальных факторов мотивации, — интересов, потребностей личности, группы, коллектива.
Следует отметить, что наиболее активно социально-психологические методы применяются в управлении в японских организациях. Их успешный опыт охотно заимствуют американские и западноевропейские компании: в частности, благодаря использованию японского подхода, получившего название «уплотненная технология» (по мнению многих специалистов, именно он будет определять организацию производства в XXI в.), совместная американо-японская компания NEW UNITED MOTOR MANUFACTURING — детище GENERAL MOTORS, TOYOTA и немецкая PORSHE добились в свое время исключительных успехов в развитии производства и персонала [3].