По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 331.22

Мировой опыт эффективного управления на примере ведущих зарубежных компаний

Исаева К.В. канд. экон. наук, доцент кафедры теории организации и бизнестехнологий, РЭУ им. Г.В. Плеханова, г. Москва ФГБОУ ВО «Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова» 117997, Москва, Стремянный пер., д. 36 E-mail: kvisaeva@mail.ru

Раскрывается опыт зарубежных компаний по решению вопросов управления персоналом, кадровому менеджменту, оплате труда.

Литература:

1. Экономика предприятия / Под ред. Семенова В.М. — М.: Ника, 2008. — 560 с.

2. Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента: Пер. с англ. — М.: Дело, 2010. — 701 с.

3. Бишоп Р., Дорф Р. Современные системы управления. — М.: Лаборатория базовых знаний, 2010. — 832 с.

4. Мерсер Д. ИБМ: Управление в самой преуспевающей корпорации мира: Пер с англ.. — М.: Прогресс, 2012. — 512 с.

5. Грейсон-мл. Д., О’Делл К. Американский менеджмент на пороге XXI века — М.: Экономика, 2004. — 355 с.

6. Вожаков О. Задачи службы персонала при проведении изменений в компании // Кадровый вестник. — 2009. — № 4. — С. 50–58.

7. Деловая оценка персонала [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://hr-portal.ru/varticle/delovaya-ocenka-personala (дата обращения : 10.01.2017).

8. Фокин К. Б. Технология подготовки стратегического резерва предприятия [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://hr‑portal.ru/article/ tehnologiya‑podgotovki‑strategiches kogo‑rezerva‑predpriyatiya (дата обращения: 10.01.2017).

9. АШАН. Гарант низких цен [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.auchan.ru/ru/auchan_in_ russia (дата обращения: 14.01.2017).

10. АШАН. История [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https:// www.auchan.ru/ru/history (дата обращения: 14.01.2017).

11. Журавлев П. В., Кулапов М. Н., Сухарев С. А. Мировой опыт в управлении персоналом. — М.: РЭА им. Г. В. Плеханова, Екатеринбург: Де ловая книга, 1998. — 232 с.

12. История успеха компании Sony [история создания и развития японского бренда] [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.myrouble. ru/istoriya‑uspexa‑sony/ (дата обращения: 14.01.2017).

13. Балаханова Д. К. Еще раз о мотивации и эффективности // Нормирование и оплата труда в промышленности. — 2017. — № 3. — С. 53–65.

14. Danilina M. V., Barannikov A. L., Ivanova S. P., Sadikova K. V., Fatianova I. R., Sidorova V. N., Sidorov N. V. Neural networks as an opportunity to create an artifi cial intelligence // International journal of control theory and applications. — 2017. — Т. 10. — N 11. — С. 77–86.

15. Петропавловская А. В. Формирование высококвалифицированной рабочей силы // Нормирование и оплата труда в промышленности. — 2016. — № 7. — С. 41–46.

16. Петропавловская А. В. Качество трудового потенциала в современном обществе // Нормирование и оплата труда в промышленности. — 2016. — № 8. — С. 35–39.

Эффективное управление персоналом организации должно строиться на грамотно разработанной стратегии ее развития. Этому принципу следуют практически все современные зарубежные компании, в том числе GENERAL MOTORS, FORD, TOYOTA, MITSUBISHI, SONY и др. Как подчеркивают специалисты, в зависимости от выбранных целей вырабатываются стратегия — программа действий, определяющая развитие организации (расширение производства основной продукции и дальнейшее продвижение ее на уже освоенные рынки; разработка новых товаров и продажа их на тех же рынках; поиск новых рынков сбыта; диверсификация производственно-сбытовой деятельности и т. д.) и соответствующая модель управления [1].

Следует отметить, что формирование кадровой политики компании должно учитывать как тактические направления, которые могут спровоцировать конфликт интересов руководства и сотрудников (выплаты дивидендов, решение социальных вопросов), так и стратегические, которые, наоборот, объединяют.

Методы управления персоналом в зависимости от принятой стратегии условно можно сгруппировать следующим образом [2]:

• административные (ориентированные на определенные мотивы человеческого поведения — осознание необходимости трудовой деятельности и дисциплины труда, чувство долга, культуру труда и т. п., напрямую воздействующие на персонал с помощью норм, распоряжений, регламентирующих актов, подлежащих обязательному исполнению);

• экономические (косвенно воздействующие, основанные на материальном стимулировании коллективов и отдельных работников);

• социально-психологические, базирующиеся на использовании неформальных факторов мотивации, — интересов, потребностей личности, группы, коллектива.

Следует отметить, что наиболее активно социально-психологические методы применяются в управлении в японских организациях. Их успешный опыт охотно заимствуют американские и западноевропейские компании: в частности, благодаря использованию японского подхода, получившего название «уплотненная технология» (по мнению многих специалистов, именно он будет определять организацию производства в XXI в.), совместная американо-японская компания NEW UNITED MOTOR MANUFACTURING — детище GENERAL MOTORS, TOYOTA и немецкая PORSHE добились в свое время исключительных успехов в развитии производства и персонала [3].

Для Цитирования:
Исаева К.В., Мировой опыт эффективного управления на примере ведущих зарубежных компаний. Нормирование и оплата труда в промышленности. 2017;8.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: