Идея выпусков заводской молоди с целью увеличения рыбных запасов была чрезвычайно популярна на протяжении более 100 лет. Первые сомнения в ее обоснованности были высказаны в 1930 году Дж. Коббом, показавшим, что для сохранения природных популяций тихоокеанских лососей необходимо строить не рыбоводные заводы, а рыбоходы на реках [32].
Публикации Дж. Кобба не нашли должного понимания у современни ков, однако уже в 1960-е годы рыбоводные лососевые заводы на атлантическом побережье Канады начали переоборудоваться для товарного выращивания атлантического лосося [48], в 1970-е годы этот процесс затронул Норвегию, а затем и другие страны. В 1952 году в США были полностью прекращены массовые выпуски личинок трески Gadus morhua, продолжавшиеся с 1880-х годов, а в Норвегии и Канаде начиная с 1970-х годов на их основе было начато садковое выращивание, полностью заменившее выпуски молоди трески в море. Позднее в аквакультуру вошли и другие виды тресковых рыб [20; 27]. Переход от заводского воспроизводства к товарному рыбоводству означал признание того факта, что дешевле и эффективнее продолжать выращивание молоди в искусственных условиях до товарных размеров, чем выпускать ее в водоем «для нагула», а затем ловить.
В 1980-е годы начались глубокие генетические исследования, показавшие, что заводские выпуски молоди в конечном итоге приводят к разрушению и исчезновению природных популяций [11; 38; 41]. В результате начиная с 1990-х годов начала меняться стратегия воспроизводства атлантического лосося по обе стороны Атлантики в сторону восстановления нерестовых миграций и естественного нереста [3; 4; 10; 23; 24; 46].
В XXI веке тенденция к прекращению неэффективных заводских выпусков была продолжена:
- в 2000 году остановлены массовые выпуски заводской молоди веслоноса в Техасе и Луизиане, начатые в 1960-е годы [5];
- в 2005 году отказались от заводского разведения диких пангассиусов в бассейне реки Меконг, несмотря на угрозу исчезновения гигантского сома Pangasianodon gigas (вес до 300 кг, длина до 3и симпатрического вида P. hypophthalmus [49; 50];
- в 2011–2012 годах начата крупная программа по сносу плотин в Новой Англии и других регионах США с целью восстановления исторических миграций [37].
В XXI веке усилились процессы разрушения природных популяций рыб, поддерживаемых за счет заводского разведения. В первую очередь это проявилось на объектах традиционного рыбоводства, одним из которых был атлантический лосось Salmo salar. Во всей южной части ареала по обе стороны Атлантики вид стал редким и исчезающим. Для балтийской формы лосося это регион к западу от Немана до Атлантического океана. Ни в одной из рек Калининградской области, Польши, Германии, Дании естественного нереста лосося нет, а заводское воспроизводство прекратилось с исчезновением производителей или же носит эпизодический характер в виде реинтродукционных работ [23]. В критическом состоянии и популяции североатлантической формы лосося от Дании до Португалии [24]. Североамериканская форма занесена в Красные листы SARA/СOSEWIC или ESA от южной части Нью-Фаундленда и залива Фанди (Канада) до залива Мэн (США), а более южные популяции (до реки Коннектикут) полностью исчезли [10; 18]. Вымерла (еще в конце ХIХ века) уникальная пресноводная популяция лосося озера Онтарио, для которой был построен самый первый в Северной Америке рыбоводный завод.