Происходившие на протяжении последних двух лет кризисные потрясения в системе мирового хозяйства и международного товарообмена развертывались на фоне неожиданного масштабного распространения новой вирусной инфекции. По прошествии этого времени стало понятно, что на глобальном уровне противодействие ей не приносит ожидавшихся эффективных результатов. Причем в экспертном сообществе отмечается, что современное развитие ситуации характеризуется нарастанием крайней неопределенности [1, 2, 4, 12, 13].
Тем не менее подводятся предварительные итоги динамики производства валового продукта и международной торговли в 2021 г. на всех уровнях — мировом, региональном, страновом. Кроме того, в новых материалах ведущих международных структур появились прогнозы на 2022 г. и последующий период.
При этом составители прогнозных документов старались учитывать не только сдвиги в экономической ситуации, в значительной степени зависящей от эффективности медицины по преодолению вирусных вызовов, но и связанных с ними социальных последствий.
Действительно, как показывают данные таблицы, сложившаяся на протяжении почти десятилетия мирохозяйственная динамика демонстрировала выраженный синусоидный тренд. Так, общемировые темпы экономического роста, достигнув в 2014 г. сравнительно высоких показателей, стали снижаться в 2015–2016 гг. Затем, после повышения в 2017 г., они снова сокращались в 2018–2019 гг. (см. таблицу). Причем в основе подобной их траектории находились многочисленные факторы — от ухудшения конъюнктуры мировых рынков до распространения неопротекционистских мер среди ведущих субъектов мировой экономики и международного товарного обмена. Свою лепту внесла, помимо прочего, активизация санкционного давления со стороны Запада на ряд восточноевропейских стран, включая Россию, которая вынужденно ввела ответные санкции, что привело к противостоянию ранее надежных традиционных партнеров [3, 5–9, 11].
С наступлением кризисного периода в начале 2020 г. основные показатели развития мирового производства и обмена продемонстрировали резкое снижение. Их падение во многом связывалось с необходимостью повсеместного введения защитных мероприятий по противодействию новой вирусной инфекции, вплоть до полного локдауна. Нарушение сложившихся ранее производственных связей, перебои в системе поставок, осложнения на рынке труда, неравные возможности в применении медицинских средств для эффективного препятствования вирусной угрозе привели к закономерным негативным результатам.