Цифровизация является глобальной тенденцией, которой следуют все страны, нацеленные на развитие конкурентоспособной экономики и улучшение качества жизни населения1. В широком смысле процесс цифровизации стартовал в мире несколько раньше, чем в России. Это, безусловно, связано с проблемами переходного периода экономики нашей страны в конце прошлого столетия. Тем не менее цифровизацию в России и в мире можно разделить на несколько этапов.
Первым этапом является широкое распространение компьютеров и их использование для автоматизации различных процессов, в том числе и документооборота. Также к данному этапу можно отнести и повсеместное развитие сетей передачи данных.
К тренду второго этапа необходимо отнести широчайшее распространение различного рода мобильных приложений, облачных сервисов и центров обработки данных, что в целом можно охарактеризовать как развитие цифровой инфраструктуры и совершенствование средств коммуникации.
Современный этап обусловлен внедрением в практическую деятельность наукоемких информационных технологий, включая технологии искусственного интеллекта, блокчейн, виртуальную реальность и др.2
По данным отчета «Цифровое распространение» (Digital Spillover) компании Huawei и аналитического агентства Oxford Economics, каждый доллар США, инвестированный в цифровые технологии за последние три десятилетия, в среднем прибавил 20 долл. США к ВВП. Это огромная прибыль по сравнению с «нецифровыми» инвестициями, которые приносили в среднем около 3–1 долл. США. До 2025 г. объем цифровой экономики составит 23 трлн долл., а размер в доле мирового ВВП увеличится до 24,3 %3. В 2019 г. компания «Ростелеком» провела исследование «Мониторинг глобальных трендов цифровизации», на основании которого был составлен общий рейтинг трендов (рис. 2)4.
На текущий момент базовыми технологиями развития цифровизации являются мобильная связь и искусственный интеллект, занимая первое и второе места в рейтинге. При этом на третьем месте уверенно располагается электронная коммерция, что является следствием высокой инвестиционной активности и большого количества сделок в этом сегменте.