По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Миротворчество как одно из направлений внешней политики России

С. М. Иванов ведущий научный сотрудник Национального исследовательского института мировой экономики и международных отношений Российской академии наук, кандидат исторических наук. E-mail: s.ivanov@imemo.ru.

Автор обращает внимание читателей на важность миротворческой деятельности государств в условиях глобализации мировых процессов и сохраняющейся угрозы эскалации внутренних и региональных вооруженных конфликтов. Особое значение миротворчество приобретает на фоне гражданских войн (нынешний пример с Украиной) и активизации сил международного терроризма в лице радикальных исламистских группировок. В статье анализируется вклад Российской Федерации в международную миротворческую деятельность, рассматриваются основные направления нашего участия в этом важном аспекте мировой политики и перспективы активизации миротворчества заинтересованными российскими ведомствами.

Литература:

1. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г., утверждена Указом Президента Российской Федерации № 537 от 12 мая 2009 г. Общие положения, пункт 13, абзац 3.

2. Загорский А. В. Миротворчество и международное управление региональной безопасностью. — М.: ИМЭМО РАН, 2015. — 118 с.

3. Ежегодный доклад Правительства Российской Федерации об участии Российской Федерации в деятельности по поддержанию или восстановлению международного мира и безопасности за период апрель 2016 г. — март 2017 г.

4. Военная доктрина Российской Федерации, утверждена Указом Президента Российской Федерации от 5 февраля 2010 г., раздел III «Военная политика РФ», пункты 19, 25.

5. Решение Совещания Комитета по обороне и безопасности Совета Федерации Федерального Собрания РФ по вопросу «Об участии РФ в деятельности по поддержанию или восстановлению мира и безопасности» № 3.3–10 / 1436 от 27 июня 2017 г.

Начало миротворческой деятельности Российской Федерации было положено в 1992 г., когда наша страна на регулярной основе стала предоставлять свои воинские контингенты для участия в операциях ООН по поддержанию мира. Российская Федерация в своей внешней политике исходит из того, что использование силы в международной практике является исключительной и крайней мерой, когда исчерпаны все политико-дипломатические и другие возможности урегулирования конфликтов. Внешнее вооруженное вмешательство в дела суверенных государств может быть оправдано и допускается лишь при наличии реальной угрозы массовой гибели людей, признаков гуманитарной катастрофы, вероятности эскалации вооруженного конфликта за пределы одной страны или региона. Россия выступает за то, чтобы миротворческие операции государств проводились с санкции Совета Безопасности ООН или других авторитетных международных организаций. В Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г. подчеркивается, что «Россия рассматривает ООН в качестве центрального элемента стабильной системы международных отношений, в основе которой уважение, равноправие и взаимовыгодное сотрудничество государств, опирающихся на цивилизованные политические инструменты разрешения глобальных и региональных кризисных ситуаций» [1].

Миротворчество России осуществляется по трем основным направлениям: участие в операциях ООН по поддержанию мира, участие в миротворческих операциях в рамках соответствующих соглашений на территориях государств–участников Содружества Независимых Государств, участие в постконфликтном восстановлении отдельных стран и районов и оказание им гуманитарной помощи.

С 1992 по 1995 г. более тысячи российских миротворцев представляли Россию в составе миротворческих сил ООН на территории бывшей Югославии. В 1995–1997 гг. российский 629-й отдельный батальон принимал участие в миротворческой операции в Сараево. В ноябре 1995 была сформирована российская отдельная воздушно-десантная бригада миротворческих сил в Боснии и Герцеговине численностью 1340 человек, которая в составе международных сил участвовала в прекращении вооруженного конфликта в бывших республиках Югославии. В 1995–1996 гг. российские военные вертолетчики входили в состав персонала Контрольной миссии ООН в Анголе, где шла гражданская война. В июне 1999 г. по решению Совета Федерации в Косово и Метохию были направлены 3600 российских миротворцев (выведены 24 июля 2003 г.). С июня 2000 по сентябрь 2005 г. в Сьерра-Леоне более 100 российских военных летчиков занимались авиационным обеспечением миссии ООН. С июня 2004 по декабрь 2006 военнослужащие ВС РФ участвовали в операции ООН по поддержанию мира в Бурунди. С апреля 2006 по март 2012 г. в состав миротворческих сил ООН в Судане и Южном Судане входила российская авиационная группа численностью около 120 человек с четырьмя вертолетами Ми-8. С сентября 2008 по декабрь 2010 воинское подразделение ВС РФ численностью до ста военнослужащих участвовало в операции Евросоюза в поддержку присутствия ООН в Республике Чад и ЦентральноАфриканской Республике [2].

Для Цитирования:
С. М. Иванов, Миротворчество как одно из направлений внешней политики России. Дипломатическая служба. 2017;5.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: