По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Мир творчества Эльвиры Гузеевой

А.С. Епишин кандидат искусствоведения, член Союза художников России, член АИС (Ассоциация искусствоведов)

Ценное во все времена качество художника — замечать все, чем ежедневно одаривает жизнь, уметь любоваться ее течением, захватывать каждое прожитое мгновение, даря ему новое существование в многомерном пространстве искусства.

Эльвира Гузеева родилась в подмосковном городе Жуковский. Искусством увлекалась с самого детства, что в конечном счете и определило ее жизненный путь. По образованию Гузеева — лингвист, однако два с половиной года работы в арт-галерее и общение с профессиональными художниками натолкнуло ее на мысль о втором творческом образовании. В настоящее время Эльвира студентка МГАХИ им. В.И. Сурикова, преподаватель Андрей Очнев. На ее счету немало городских, областных и зональных выставок, стажировка в творческих мастерских Московского союза художников, а также членство в Международном художественном фонде и объединении «Новые передвижники».

В своем творчестве Гузеева далека от формальных решений. Успешно постигая традиционные приемы русской реалистической школы, Эльвира пытается обогатить их новыми пластическими возможностями. Близость ее творчества к постимпрессионистическому мировидению, в широком смысле этого слова, очевидна. Это и экспрессивная, красочная палитра, и энергичная манера письма.

Живопись Гузеевой не поражает с первого раза внешней эффектностью, однако внимательный зрительский взгляд позволяет увидеть в ее полотнах множество ценных качеств. Цвет и насыщенные, яркие тона редко используются ею локально: колористическое звучание уходит от изобильного разнообразия, тяготея к сложно нюансированной монохромности. Редкие, изысканно выстроенные цветовые акценты, кажется, призваны оттенить, усилить, обратить внимание на торжество общей валерной гармонии. Значительную роль играет пастозная, сложно разработанная фактура живописной поверхности, обогащающая звучание цвета тонкими оптическими нюансами. Интересно, что, создавая иллюзорное пространство картины, Гузеева одновременно стремится к преодолению этой иллюзорности, утверждая характером письма ощутимую материальность живописи. Так, полотна «Зимний день» и «Зимний день в Тумановке» привлекают тусклым сумраком холодного пространства, тонко подчеркнутого шероховатостью красочных пятен. В работах «Баженовская церковь», «Малый Толмачевский переулок», «Охотничий дом», «Подсолнухи» художница намеренно использует темную палитру, создавая не только световоздушные, но и отчасти декоративные эффекты, возникающие за счет тяжелых красочных масс, выложенных крупными мазками диагонально. В «Русском натюрморте» и «Натюрморте с английским чайником» пастозная живопись приобретает особую выразительность: плотный, рельефный, с различимой текстурой кисти тяжелый мазок, его ритмичность и эмоциональность как бы свидетельствуют об сугубой рукотворности полотен.

Для Цитирования:
А.С. Епишин, Мир творчества Эльвиры Гузеевой. Русская галерея-XXI век / Russian gallery. XXI c.. 2019;2.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: