Начиная разговор с журналистами, замминистра привел такой пример: в Забайкальском крае из 92 объектов, которые необходимо построить за бюджетные средства, удалось разыграть только 46. Причину происходящего Дмитрий Волков видит в несовершенстве действующей системы ценообразования, которая, по его мнению, недооценивает реальную стоимость строительных работ — отсюда и трудности с проведением конкурсов. Подрядчики, которые выигрывают конкурсы, не всегда точно рассчитывают экономику проектов и полагаются в этом деле на проектировщиков, которых, в свою очередь, проверяют эксперты. В реальности эта схема срабатывает не всегда, и тогда подрядчики рискуют получить убытки на объектах и даже разориться и уйти с рынка. А поскольку никого не привлекает перспектива оказаться в такой ситуации, то во многих регионах и отраслях возникли серьезные проблемы с подрядчиками.
Сегодня цены большей части ресурсов рассчитываются по базе 2000 года с индексами пересчета, которые выпускают Минстрой или регионы, а часть ресурсов считается по текущей цене так называемым методом конкурентного анализа. Минстрой намерен совместно с регионами актуализировать индексы пересчета, а также дать рынку более четкие правила конкурентного анализа. Для этого подготовлены изменения в постановление Правительства РФ № 1452 «О мониторинге цен строительных ресурсов», которые сейчас находятся на подписании у премьерминистра. В ведомстве рассчитывают, что такие меры позволят повысить точность системы ценообразования на 15–20 %.
При этом, как подчеркнул Дмитрий Волков, стратегия Минстроя остается прежней: в течение трех лет научиться применять ресурсный метод, обеспечив сопоставимость методов, что бы и ресурсный, и базисно-индексный методы давали одинаковые результаты. Ведь оба метода базируются, по сути, на «двух китах» — нормах и мониторинге цен. Основная трудность на сегодня состоит в том, чтобы научиться правильно «мониторить» цены ресурсов, причем не только во всех регионах, но и в различных отраслях, использующих специализированные ресурсы.