Нынешняя приёмная кампания показала: благодаря ЕГЭ всё больше способных ребят со всей страны поступают в топовые вузы. Вот цифры: в Санкт-Петербурге уже 70% студентов-бюджетников — иногородние. В Москве их примерно 65%. Сильные регионы тоже фиксируют рекорды: в Калининграде в БФУ им. И. Канта почти 40% первокурсников приехали из других областей, а в НГУ и ТюмГУ — почти 50%. Куда расселять не местных? С каждым годом этот вопрос решать всё труднее.
Всем бюджетникам вузы стараются предоставить место в общежитии. Если есть свободные комнаты, койку в общаге могут дать и платникам. Но такие возможности есть далеко не у всех. В последние годы общежития строятся редко — слишком дорогое удовольствие. Есть и ещё одна причина: большинство вузов находятся в центре города, и свободного места там просто нет.
«Многие российские студенты тратят в среднем час на то, чтобы добраться до места учёбы. Это касается всех: и тех, кто живёт в общежитиях, и тех, кто ездит из дома. Но что такое час до вуза? Да ещё каждый день туда и обратно? Это значит, что из шести лет в системе “бакалавриат плюс магистратура” почти год уходит на дорогу. В итоге резко снижается не только качество обучения, но и наша конкурентоспособность в борьбе за иностранных студентов», — цитирует «Российская газета» ректора НИУ ВШЭ Ярослава Кузьминова.
Он привёл в пример Китай: «Они инвестировали в строительство кампусов очень боль шие деньги, и китайские вузы сразу “рванули” в развитии. Россия в этом направлении пока отстаёт».
Университетский кампус — это единая территория: научно-исследовательские центры и лаборатории, учебные корпуса и библиотеки, спортзалы и художественные мастерские. И тут же в двух шагах — общежития, хоббиклубы, небольшие кафешки. Плюс суператмосфера креатива и весёлой студенческой жизни.
Для России подобная картинка пока в новинку. Зато типичная ситуация: у вуза несколько зданий в разных концах города. При этом общага, построенная ещё в советское время, стоит и вовсе на отшибе, в пригороде. В итоге для того, чтобы добраться с одной пары на другую, студентам зачастую приходится делать несколько пересадок на автобусе.