В январе участники онлайн-заседания экспертного клуба Евразийского союза участников железнодорожных грузовых перевозок обсудили перспективы контейнерного сегмента в 2023 году. С учетом дисбаланса транспортно-логистических потоков одной из основных задач для освоения растущих объемов является развитие терминальной и приграничной инфраструктуры Дальнего Востока.
Как сообщил заместитель генерального директора РЖД — начальник Центра фирменного транспортного обслуживания Алексей Шило, в прошлом году именно сегмент контейнерных перевозок показал существенный рост — по сети холдинга отправили более 6,5 млн TEU (20-футовый эквивалент контейнера. — Ред.). Так, на 30% увеличился объём перевозок на экспорт в контейнерах на Дальний Восток, на 20% вырос вывоз импортных контейнеров. Сдерживающим фактором развития в этом сегменте остается дисбаланс грузовых потоков — импортные перевозки превышают экспорт. В связи с этим перед транспортным сообществом стоит задача в освоении на Дальнем Востоке 6,5 тыс. TEU в сутки, для чего необходимы наличие инфраструктуры и совершенствование технологий отправок.
В РЖД предлагают два сценария для достижения этого показателя. Один из них включает в себя увеличение числа сдвоенных контейнерных поездов — для вывоза 6,5 тыс. TEU потребуется не менее восьми таких составов в сутки. Это потребует дополнительных инвестиций в инфраструктуру, так как каждые 150 км необходимо наличие станции для проведения операций со сдвоенными поездами.
«Даже при таком раскладе нам все равно нужно будет везти не менее 15 контейнерных поездов, состоящих из полувагонов. Под них потребуется инфраструктура тыловых терминалов, которые будут способны быстро обрабатывать полувагоны и формировать поезда по назначениям», — сообщил Алексей Шило.
Второй сценарий предлагает сохранение 22 ниток в графике для фитинговых платформ. В случае сохранения дисбаланса для освоения объемов перевозок потребуется 25 контейнерных поездов, состоящих из полувагонов. В 2023 году с учетом необходимости развития терминальной инфраструктуры и пунктов пропуска ОАО «РЖД» направит на эти цели около 7,5 млрд руб. Инвестиции в инфраструктурные проекты планируют и частные транспортные компании. Так, весной этого года компания «Фининвест» планирует начать строительство терминала в Артёме (Приморский край). «В нашем понимании Находка может погрузить восемь составов (контейнерных поездов, состоящих из полувагонов. — Ред.), еще 17 надо будет грузить во Владивостоке. Терминал, который мы будем строить в Артёме, сможет грузить около 15–17 поездов с полувагонами ежесуточно и переваливать через хаб в Новосибирске», — сообщил генеральный директор «Фининвеста» Александр Кахидзе. В планах компании строительство инфраструктуры общего пользования на терминале в Екатеринбурге (объем инвестиций в 2023 году — около 2,5–3 млрд руб.) и завершение строительства терминала в Электроуглях (около 3 млрд руб.).