— Михаил Александрович, в июле был принят и подписан закон о создании компенсационного фонда защиты прав дольщиков. Однако окончательная конструкция документа оказалась несколько не такой, как ожидалось изначально. Вы довольны теми формулировками, которые вошли в последнюю редакцию закона?
— Для нас очень важно, что документ наконец принят. Да, конечным вариантом я вполне удовлетворен. Надеюсь, изменения в долевом законодательстве пойдут на благо всей системе: у людей появится понимание, с кем они имеют дело и в какую стройку они инвестируют свои средства.
— Между тем, у отдельных застройщиков есть замечания к закону. Например, их смущает, что требования к уставному капиталу компании превратились в требования к собственному капиталу. Компаниям также не нравится, что у них замораживается определенная сумма средств на банковском счете и что их ограничивают в доле расходов на рекламу.
— Важно понимать следующее: в принятом законе идет речь об уходе от «котлового» метода финансирования строительства многоквартирных домов. Дело в том, что очень часто у нас в стране проблемы с дольщиками появлялись тогда, когда девелопер финансировал одни проекты из денег, полученных при продаже других. Именно так, перекладывая деньги из одного кармана в другой, работала компания «СУ-155». Результат мы все знаем.
— Участники рынка пугают тем, что новшества усложнят работу застройщиков и даже могут остановить продажи…
— Мы пошли на усложнение системы, но это же означает и наведение порядка на рынке долевого строительства. Мы заранее говорили, что будет определенный этап адаптации к новым процессам, и в этот период возможно снижение общего объема ввода жилья. Главное — решить приоритетную задачу, поставленную президентом страны, то есть защитить граждан — участников долевого строительства.
Что же касается тех новелл в законе, которые появились по инициативе депутатов Госдумы и которые мы не успели досконально проработать перед вторым чтением, то напомню, что по большей части они вступают в силу только через год — в июле 2018 года. Мы будем внимательно наблюдать за началом работы компенсационного фонда, и, если обнаружим подводные камни для бизнеса, не предусмотренные парламентариями, совместно с ними скорректируем документ. Время еще есть, а в парламенте работают грамотные люди, способные оценить пробелы в действующем законодательстве. Более того, отмечу, что консультации с застройщиками и экспертами по реализации закона мы уже начали.