— Разрешите начать с философского вопроса: какие университеты нужны России, а какие не очень нужны? Звучит по-детски, а ответить, наверное, сложно.
— Да. Я люблю философские вопросы и с огромным удовольствием читаю философские книги, в том числе китайские. Есть известная цитата: «Пусть цветут все цветы». Должны быть разные университеты.
Я полностью поддерживаю идею развития региональных университетов. В течение последних 15 лет регулярно говорю, что система высшего образования России не может развиваться только в Москве, Томске, Санкт-Петербурге и ещё в двух-трёх местах. Нам нужно поднимать региональные вузы, и профильные вузы должны быть привязаны к месту. Никого не хочу обижать, но то, что в Москве находятся институты нефти, сельского хозяйства, ветеринарии, — это не совсем правильно. Многие региональные вузы сегодня не готовят экономистов — это тоже очень плохо. Выпускник МГУ, Высшей школы экономики, нашего университета не поедет работать экономистом на сельскохозяйственное производство в маленький город. А экономисты и юристы там нужны.
— Как вы считаете, в последние годы сокращается разрыв между университетским и школьным образованием? Мы приближаем друг к другу эти два вида образования или разрыв по-прежнему остаётся значительным?
— Я думаю, разрыв остаётся значительным. Не всё, что даётся в школе, может пригодиться в вузе, и не все требования вуза выполняются школой. Например, математическая подготовка стала значительно хуже. Общие, фундаментальные, знания ещё остаются слабыми. Не стану говорить об опыте тех времён, когда учились мы, но, к счастью, наше образование было более глубоким с точки зрения понимания проблем, сути. Сейчас школьники считают, что многие предметы не нужно учить, всё необходимое можно найти в интернете. Но это кнопочные знания — сегодня он знает, а завтра знать не будет. Когда мы ставим перед вчерашним школьником большие задачи, обсуждаем глубинные проблемы, он испытывает серьёзные затруднения.