— Михаил Борисович, десять лет руководства одним из крупнейших вузов Юга России — это приличный срок. А что скажете вы?
— Все относительно. До этого в департаменте образования края (ныне министерство) я отработал 18 с половиной лет. Тогда мне казалось, что это целая жизнь. В университете — 10 лет — тоже немаленький период, но он пролетел, как миг, нет такого чувства бесконечности. Хотя я бы не сказал, что работа здесь по интенсивности напряжённее, чем была ранее.
Вероятно, с возрастом бег времени становится стремительнее.
Впервые я увидел университет в 1978 г., когда приехал в Краснодар с отцом перед поступлением. Мы обошли всю территорию, зашли в главный корпус, столовую, я помню, тогда подумал: «Неужели я буду учиться здесь?» Если бы кто-то сказал в тот момент, что я когда-нибудь буду ректором этого вуза, то я бы это расценил как неуместную шутку. Кстати, с того времени прошло 40 лет, ровно столько же — я житель краевой столицы.
— За время вашего ректорства КубГУ сделал огромный рывок вперёд по многим показателям. Что было самым трудным? Обозначьте основные вехи в этой десятилетке.
— Сложно выделить что-то главное. Ведь КубГУ и в те годы был успешен как в образовании, так и в развитии науки. Но существовала диспропорция между инфраструктурой, условиями деятельности и результатами. Помню слова, которые я в сердцах сказал на выборах ректора университета: «Нельзя в космос летать в лаптях». То есть нельзя говорить о нанотехнологиях или иных современных научных исследованиях и иметь инфраструктуру, которая архаична, совершенно не соответствует этому уровню, не способствует развитию. По моему глубокому убеждению, и образование, и наука, и инфраструктура должны находиться в некой гармонии.
Задача первого этапа работы заключалась в коренном преображении инфраструктуры вуза, при этом важно было продолжать наращивать потенциал образования и науки.
Понятно, что сделать всё и сразу было невозможно. Стояла задача правильно расставить приоритеты. И они вырисовались после «погружения» в проблемы университета. Первое, с чего начали, — это улучшение условий для проживания студентов, ремонт общежитий, потому что это второй дом студента и от комфорта и удобства в нём зависит очень многое.