По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Миграционный кризис и его последствия как новая угроза национальной безопасности Германии на современном этапе

Д. А. Сидоров доцент кафедры Международных отношений, Дипломатическая академия МИД России, ст. преподаватель кафедры ТИМО, ФГСН РУДН, канд. полит. наук. E-mail: Dmitry.Sidorov@dipacademy.ru
А. П. Пономаренко старший преподаватель кафедры иностранных языков, ФГСН РУДН, аспирант кафедры ТИМО ФГСН РУДН. E-mail: ponomarenko_ap@rudn.university

В последние несколько лет одной из центральных повесток дня внутриевропейской политики стала проблема преодоления последствий миграционного кризиса, который в 2014– 2015 гг. ударил по большинству государств — членов ЕС. Участившиеся террористические атаки, создание новых гетто из целых кварталов, рост популярности правых партий — все это позволяет говорить об актуальности проблемы преодоления последствий миграционного кризиса как в ЕС в целом, так и в Германии в частности. Авторы дают оценку влияния «Арабской весны» и войны в Сирии на внутреннюю ситуацию в ФРГ, анализируют динамику терактов и других преступлений, совершенных мигрантами в Германии в последние годы. Целью исследования является определение масштабов угрозы для национальной безопасности Германии.

Литература:

1. Жунисбекова А. А. «Арабская весна» и ее влияние на миграционные процессы // Материалы международиой заочной научно-практической конференции «Глобальные и региональные проблемы современных международных отношений, мировой экономики и международного права». — 2015. — С. 37.

2. Потемкина О. Ю. Распределение ищущих убежище и беженцев по странам ЕС как проверка европейской солидарности // Европейский союз: факты и комментарии. Вып. 80–81: апрель — сентябрь 2015 г. — С. 5.

3. Европа в эпоху перемен. — М.: Дипломатическая академия МИД России, 2017. — 483 с.

4. EU immigration portal [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://ec.europa.eu / immigration / (Дата обращения: 26.09.2018).

5. Раджибаева Д. Влияние «Арабской весны» на миграционный кризис в Европейском союзе // Доклады молодых ученых. Электронная версия: Мат-лы IХ Межд. науч. студ. конф. (г. Алматы, 26 апреля 2017 г.). — Алматы, 2017. — С. 22.

6. Рахман Г. Массовую миграцию в Европу не остановить [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://inosmi.ru / social / 2 0160112 / 235021915.html (Дата обращения: 26.09.2018).

7. Geddes A. The Politics of Migration and Immigration in Europe / A. Geddes. — London: Sage, 2003. Golpe de timón // El País. 27.03.2016.

8. Kern S. Germany's Migrant Rape Crisis Spirals out of Control [Электронный ресурс] // Режим доступа: https:// www.gatestoneinstitute.org / 8663 / germany-migrants-rape (Дата обращения: 26.09.2018).

9. Rund 1000 Silvester-Straftaten in vier NRW-Großstädten. 20.01.2016 [Электронный ресурс] // Режим доступа: https:// www.welt.de / regionales / nrw / article151138995 / Rund1000-Silvester-Straftaten-in-vier-NRW-Grossstaedten.html (Дата обращения: 26.09.2018).

10. Добров. Д. Немецкая полиция и СМИ замалчивают преступления мигрантов [Электронный ресурс] // Режим доступа: https:// inosmi.ru / politic / 20161219 / 238414409.html (Дата обращения: 26.09.2018).

11. Johnson N. Almost 1,000 People Injured, Killed in Terrorist Attacks by Refu-gees [Электронный ресурс] // Режим доступа: https:// freebeacon.com / national-security / almost-1000-people-injuredkilled-terrorist-attacks-refugees / (Дата обращения: 26.09.2018).

12. Кравченко Л. И. Миграционный кризис в Европе [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://rusrand.ru / analytics / migracionnyy-krizis-v-evrope (Дата обращения: 26.09.2018).

13. Сидоров Д. А., Бойков С. С. О правоэкстремистских настроениях в современной Германии // Вестник Дипломатической академии МИД России. Россия и мир. — 2018. — № 2. — С. 60–70.

14. Геополитика. Тенденция глобального развития в ХХI веке. Кн. 1. — М.: Весь мир, 2015. — 432 с.

15. Зверева Т. В. Миграционный кризис ЕС и его последствия // Представительная власть — XXI век: законодательство, комментарии, проблемы. — 2016. № 1–2 (144–145). — С. 39–43.

16. Зверева Т. В. Миграционный кризис: «тихий развал» Евросоюза или новый этап в развитии интеграции? // Вестник Дипломатической академии МИД России. Россия и мир. — 2015. — № 4 (6). — С. 106–126.

17. Гаврилова С. М. Правый популизм и кризис традиционных политических сил в Европе / В сб.: Современные вызовы и угрозы в условиях трансформации международных отношений. — М., 2018. — С. 90–91.

18. Миграционный кризис в Европе. Досье // ТАСС, 29.06.2018. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https:// tass.ru / info / 5336277 (Дата обращения: 26.09.2018).

19. Гражданская война в Сирии (2011–2016) // РИА Новости. 15.06.2016. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https:// ria.ru / spravka / 20160315 / 1388247407.html (Дата обращения: 26.09.2018).

20. Алексеева Н. «Наш гражданский долг»: почему убийство беженцами жителя Германии вызвало волну массовых протестов // RT на русском, 28.08.2018. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://russian.rt.com / world / article / 549029-germania-bezhentsyimmigracia-prestupnost (Дата обращения: 26.09.2018).

21. Bundeslagebild Kriminalität im Kontext von Zuwanderung 2017 // Bun-deskriminalamt offi cial website, May 8, 2018. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.bka.de / SharedDocs / Downloads / DE / Publikationen / JahresberichteUndLagebild-er / KriminalitaetIm KontextVonZuwanderung / KriminalitaetImKontextVonZuwanderu ng_2017.html (Дата обращения: 26.09.2018).

22. Simcox R. The Asylum — Terror Nexus: How Europe Should Respond // The Heritage Foundation, June 18, 2018. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https:// www.heritage.org / sites / default / fi les / 2018–06 / BG3314.pdf (Дата обращения: 26.09.2018).

23. Маталаева Ф. Э. Нелегальная иммиграция в Евросоюзе // Вестник Дипломатической академии МИД России. // Россия и мир. — 2017. — № 3 (13). — С. 55–64.

Политическая нестабильность в целом ряде стран Северной Африки и Ближнего Востока подстегнула и без того стабильный приток мигрантов (в первую очередь нелегальных) в Европу, что подтверждается статистикой. Если в 2000–2010 гг. в Европу нелегально приезжали по 20–25 тыс. человек в год, то в 2014 г., по данным Международной организации по миграции (МОМ), в Европу прибыли 900 тыс. человек, в 2015 г. — 1,048 млн человек (по данным Агентства ЕС по контролю границ Frontex, 1,8 млн) [19].

События так называемой «Арабской весны», начавшиеся в конце 2010 г. в Тунисе (Жасминовая или Финиковая революция) и давшие толчок для массовых народных выступлений в ряде других стран, включая Египет, Алжир, Марокко, Ливию, Сирию и др., катализировали процессы нелегальной миграции из стран Северной Африки и Ближнего Востока в направлении Европы [1]. В череде революций и войн, спровоцированных событиями «Арабской весны», отдельно стоит отметить продолжающуюся гражданскую войну в Сирии (САР). Непрекращающиеся бои между официальным Дамаском и повстанческими группировками различной степени умеренности привели к гуманитарной катастрофе в стране. По оценке МИД России, в 2016 г. общее количество сирийских беженцев в мире составляло 4,6 млн человек, а число внутренне перемещенных лиц насчитывало более 7,6 млн [19].

Перед государствами Евросоюза появился новый вызов — необходимость равномерного распределения между государствами-членами ЕС потока нелегальных мигрантов, запрашивающих в странах ЕС убежища. С этой целью планировалось активировать ст. 78.3 Договора о функционировании ЕС, он же — механизм «временной защиты». Истоки этой статьи уходят во времена Косовской войны 1998–1999 гг. в связи с учреждением директивы 2001 / 55 / EC. Хотя директива была принята из-за массового исхода косовских беженцев в Германию, в то время руководство страны приняло решение о размещении косовских албанцев на своей территории [2, c. 5].

На сегодняшний день в рамках Европейского союза реализуются как внешние меры по борьбе с нелегальной иммиграцией, направленные на сокращение числа незаконных пересечений границы (управление и контроль на границах, сотрудничество с третьими странами, использование технологий, санкции, применяемые по отношению к перевозчикам мигрантов), так и внутренние, осуществляемые уже после въезда иммигранта на территорию конкретной страны (санкции, применяемые по отношению к работодателям) [23, c. 60]. С самого начала кризиса руководство ФРГ заявляло о намерении принять всех беженцев на своей территории и выделить в ближайшие два года 6 млрд евро для их обустройства. Германия выступила в поддержку введения обязательных квот для всех членов Евросоюза. Берлин лоббировал создание пунктов ЕС для приема и регистрации беженцев («хот-спотов») на территории стран-транзитеров, в том числе не входящих в ЕС. Германия активно поддерживает и усиление агентства «Фронтекс». Берлин самым жестким образом пресекал попытки «новичков» Евросоюза отказаться от системы свободного передвижения людей и товаров, от выполнения обязательств по приему мигрантов в рамках согласованных квот [16, с. 115]. Берлин выступает за скорейшую выработку общего курса ЕС в области преодоления миграционного кризиса. Возможно, именно поэтому Германии принадлежит авторство большинства идей, цель которых — активизировать сотрудничество в области регулирования миграции.

Для Цитирования:
Д. А. Сидоров, А. П. Пономаренко, Миграционный кризис и его последствия как новая угроза национальной безопасности Германии на современном этапе. Дипломатическая служба. 2018;5.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: