По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Миграционная политика ЕС на современном этапе

Т. В. Зверева руководитель Центра евроатлантических исследований ИАМП Дипломатической академии МИД России, д-р полит. наук.

В статье проанализирована миграционная политика ЕС на современном этапе, освещены ее основные направления, выявлены причины, тормозящие развитие сотрудничества в сфере миграции, изучены подходы отдельных стран Евросоюза по миграционной повестке. Выявлены три основных направления политики ЕС в этой сфере: продвижение программы реформирования Дублинской системы, включая распределение беженцев по отдельным странам, решение проблемы «страны первого въезда», а также реализация принципа «продвинутого сотрудничества» в данной области; политика укрепления внешних границ ЕС, в том числе расширение полномочий Европейского пограничного агентства и увеличение его контингента; курс на развитие взаимодействия с третьими странами по миграционной повестке, а также отношения Европейского союза и Турции в этой сфере. Доказано, что акцент в миграционной политике ЕС сделан на развитие сотрудничества с третьими странами: это направление является наиболее консенсусным, и его реализация позволяет снизить миграционное давление на Европу.

Литература:

1. Ардаев В. Затопим вас беженцами: Турция угрожает ЕС выходом из соглашения о мигрантах. 15 марта 2017. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https:// ria.ru / 20170315 / 1490076345.html. (Дата обращения: 09 февраля 2019).

2. Зверева Т. В. Миграционный кризис: «тихий развал» Евросоюза или новый этап в развитии интеграции? // Вестник Дипломатической академии МИД России. Россия и мир. — 2015. — № 4 (6). — С. 106–126.

3. Кузнецов А., Макаренко Г. ЕС и Турция заключили сделку по беженцам. [Электронный ресурс]. Режим доступа: //www.rbc.ru / politics / 18 / 03 / 2016 / 56ec16f99a7947220d76f900. (Дата обращения: 19 февраля 2019).

4. Реформа Дублинского соглашения как тест на единство Евросоюза, 20 июня 2018. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://ria.ru / 20180620 / 1523102647.html. (Дата обращения: 09 сентября 2018).

5. Berretta E. Turquie: l’Europe programme 640 million d’euros d’aide aux refugies. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https:// www.lepoint.fr / politique / emmanuel-berretta / turquie-l-europe-programme640-millions-d-euros-d-aide-aux-refugies-07-01-2019-2283856_1897.php. (Дата обращения: 20 марта 2019).

6. Communication from the Commission to the European Parliament, the European Council and the Council. Sixteenth Progress Report towards an eff ective and genuine Security Union. Brussels, 10.10.2018. COM.2018. N 690 fi nal.

7. Déclaration UE-Turquie, 18 mars 2016. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.consilium.europa.eu / fr / press / press-releases / 2016 / 03 / 18 / eu-turkeystatement. (Дата обращения: 08 февраля 2019).

8. Delaume C. Le couple franco-allemand n’existe pas. — Michalon, 2018.

9. ECA Special Report. The Facility for Refugees in Turkey. Luxemburg, 2018. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https:\\www.easo.europa.eu / latest-asylum-trends. (Дата обращения: 09 февраля 2019).

10. Frontex News Release. Number of irregular crossings at Europe’s borders at lowest in 5 years. 2019-01-04. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://frontex.uropa.eu / media-centre / news-release / number-of-irregular-crossingsat-europe-s-borders-atlowest-level-in-5-years-ZfkoRu. (Дата обращения: 20 марта 2019).

11. Guitton M. Victor Orban, l’Union Europeenne et l’immigration: qui dit vrai et qui dit faux? 07.03.2019. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.touteleurope.eu / actualite / fact-checking-victor-orban-l-unioneuropeenne-et-l-immigration-qui-dit-vrai-et-qui-dit-faux.html. (Дата обращения: 09 февраля 2019).

12. Intervention du président Tusk à l'issue du sommet UE-Afrique du Sud. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.consilium.europa.eu / fr / press / pressreleases / 2018 / 11 / 15 / joint-statement-of-the-7th-eu-south-africa-summit / . (Дата обращения: 20 марта 2019).

13. Mutelet A. En multipliant les accords migratoires, l’UE repousse ses frontieres. 7.02.2019. [Электронный ресурс]. Режим доступа: hpps:// www.liberation.fr / planete / 2019 / 02 / 07 / en-multipliant-les-accordsmigratoies-l-ue-repousse-ses-frontieres_1707768. (Дата обращения: 20 марта 2019).

14. Protection civile et Operations d’Aide Humanitaire Europeenne. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://ec.europa.eu / echo / index_fr. (Дата обращения: 09 февраля 2019).

15. Stiévenard Ch. Accord UE-Turquie sur les migrants: quel bilan, deux ans après la signature? 18 mars 2018. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.rfi .fr / emission / 20180318-accord-migratoire-union-europeenne-turquiequel-bilan-deux-ans-apres. (Дата обращения: 20 марта 2019).

16. Van Middlaar Luuk. Quand l’Europe improvise. Dix ans de crises politiques. Gallimard, 2018.

Несмотря на то, что в последнее время волна беженцев, стремящихся попасть в страны Европейского союза, схлынула, Еврокомиссия (ЕК) продолжает уделять миграционной проблематике большое внимание. ЕК стремится вывести на новый уровень общую политику в сфере миграции и в перспективе предотвратить возникновение подобных кризисных ситуаций.

Какие противоречия в развитии европейского интеграционного процесса обнажил миграционный кризис? Как проходит реализация политики Евросоюза в сфере миграции?

С одной стороны, обострение миграционных проблем выявило слабые места в современном развитии европейского интеграционного процесса. С другой стороны, кризисные явления в определенной степени способствуют мобилизации ЕС, цель которой — выработка оптимальных путей трансформации европейского интеграционного процесса и обновление механизмов разрешения внутренних противоречий.

Миграционный кризис 2015 г. и последовавшие за ним события стали частью так называемого «поликризиса ЕС» (термин введен в оборот Председателем Еврокомиссии Ж.-К. Юнкером), выявив следующие проблемы в системе управления Европейского союза.

Во-первых, было лишний раз подтверждено, насколько трудно государствам-членам расширенного ЕС проявлять взаимную солидарность и договариваться между собой по общим внутренним мерам даже в тех случаях, когда это крайне необходимо.

Во-вторых, относительно новым явлением стала «секьютиризация миграционной проблемы», когда в результате плохо контролируемого наплыва мигрантов уязвимость стран ЕС по отношению к террористической угрозе растет, а в европейском обществе усилились алармистские настроения по этому поводу.

В-третьих, приток мигрантов в страны Евросоюза и неспособность европейских структур оперативно на это реагировать оказали влияние на итоги референдума по вопросу о выходе Великобритании из ЕС, способствуя тому, что чаша весов склонилась в сторону евроскептиков и Брекзит стал новым вызовом для всей европейской интеграционной системы.

Для Цитирования:
Т. В. Зверева, Миграционная политика ЕС на современном этапе. Дипломатическая служба. 2019;4.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: