По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 331.5 DOI:10.33920/sel-06-2201-01

Мигранты постсоветского пространства как ресурс российского сельского рынка труда

Е. И. Семенова ФГБНУ ФНЦ ВНИИЭСХ, г. Москва, e-mail: esemenova@bk.ru
В. Г. Новиков ФГБНУ ФНЦ ВНИИЭСХ, г. Москва, e-mail: v.g.novikov@bk.ru

Человеческие ресурсы выступают важнейшим фактором социально-экономического развития экономики, в том числе и экономики агросферы (понимая под ней органичное единство агропроизводства и сельских территорий). В этой связи отдельное внимание авторы исследования уделяют анализу ситуации ее кадрового обеспечения, прежде всего в части изучения процессов, происходящих в кадровом потенциале массовых профессий, специалистов и руководителей сельскохозяйственных организаций России. Анализ проведен по данным ведомственной отчетности Минсельхоза России. В статье показана зависимость аграрного рынка труда, характеризующегося дефицитом кадров как массовых профессий, так и специалистов, от внутреннего фактора (подготовки кадров) и внешнего (привлечение мигрантов), рассмотрен современный рынок аграрного труда, охарактеризованы разнонаправленные тенденции, складывающиеся в предложении рабочей силы за счет как мигрантов, так и внутрироссийской системы профессионализации кадров. Определено, что отток сельского населения внутри и между регионами России более масштабный, чем приток за счет миграционного обмена с зарубежными странами, эта диспропорция усиливается в период пандемии, вызванной COVID-19, и связанными с ними мерами социального дистанцирования. В то же время, несмотря на постоянно наблюдающееся снижение количества работников массовых профессий в агропромышленном комплексе, обеспеченность рабочих мест находится практически на одном уровне (93–95 %). Показано, что доходы мигрантов и перечисление части средств в страны эмиграции положительно влияют на рост ВВП и снижение бедности в этих странах, улучшается также качество экспортируемой рабочей силы. Выявлена взаимосвязь между сельской миграцией и производством сельскохозяйственной продукции. В результате исследования авторы приходят к выводу, что государственная миграционная политика должна стимулировать закрепление сельского населения и возвратную миграцию городского населения в сельскую местность, повышать привлекательность сельской местности для переселения, в том числе через формирование единых сельско-городских рынков труда и агломераций.

Литература:

1. The state of food and agriculture. Migration, agriculture and rural development 2018 [Электронный ресурс]. — URL: http://www.fao.org/ state-of-food-agriculture/en/ (дата обращения: 20.04.2021).

2. Мухачёв, А. А., Светлаков, А. Г. К вопросу о зависимости сельского хозяйства России от иностранной трудовой миграции // Экономика сельского хозяйства России. — 2020. — № 12. — С. 29–32.

3. Семенова, Е. И., Семенов, А. В. О формировании сельских агломераций // Экономика сельского хозяйства России. — 2021. — № 1. — С. 96–102.

4. Semenova, E., Afonin, A., Kuznetsova, I. Migration processes in rural areas. IOP Conference Series: Earth and Environmental Science. — 2019. — С. 12–76.

5. Выборочное наблюдение труда мигрантов 2019 г. Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]. — URL: https://www.gks.ru/free_doc/new_ site/imigr18/index.html (дата обращения: 16.04.2021).

6. The Germany-Turkey migration corridor. — 2020 [Электронный ресурс]. — URL: http://www. migration policy.org (дата обращения: 28.03.2021).

7. Демографический ежегодник России. — 2019 [Электронный ресурс]. — URL: https://rosstat.gov.ru/ folder/210/document/13207 (дата обращения: 12.04.2021).

8. Жидикин, А. А., Новиков, В. Г., Горохов, С. А. Анализ состояния кадровой обеспеченности и уровня профессионального образования специалистов и руководителей сельскохозяйственных организаций России // Кадровик. — 2021. — № 2. — С. 66–73.

ВВЕДЕНИЕ

Реализация стратегии инновационного развития и повышения конкурентоспособности аграрного сектора экономики требует обеспечения отрасли сельского хозяйства квалифицированными рабочими кадрами. Без создания нормальных условий для их воспроизводства и закрепления на селе, формирования цивилизованного рынка труда возрождение и устойчивое развитие сельского хозяйства и сельских территорий невозможно.

Несмотря на постоянно наблюдающееся снижение количества работников массовых профессий в агропромышленном комплексе, обеспеченность рабочих мест находится практически на одном уровне (93–95 %).

Обеспеченность сельскохозяйственного производства рабочей силой во многом связано с условиями жизни, демографическими и миграционными процессами.

В докладе ФАО [1] выделены выгоды от миграции в развитии обществ: улучшение положения стран — экспортеров рабочей силы за счет денежных переводов от мигрантов, привлечение новых производственных ресурсов, приобретение мигрантами новых навыков, квалификации.

Вопросы миграции применительно к сельским территориям более подробно рассмотрены нами в наших статьях, в которых анализируется миграционный прирост на сельских территориях [3], оценивается влияние миграции сельского населения на экономический рост в сельскохозяйственном производстве [4].

Сельское хозяйство — один из главных нанимателей трудовых мигрантов. Это еще раз подтвердил период пандемии, когда из-за карантина сборщики кофе не добрались до плантаций в Латинской Америке, марокканцев не пустили в Испанию собирать клубнику, а украинцев — в Польшу, румын и болгар — в Британию и Германию. Продовольственный кризис оказался связанным не с нехваткой еды, а с проблемами сбора урожая и его транспортировки.

Цель исследования — рассмотреть воздействие на рынок труда внутреннего фактора (подготовка кадров) и внешнего (привлечение мигрантов).

МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

При выполнении исследования использованы данные Федеральной службы государственной статистики, ведомственной статистики Минсельхоза России, Центробанка, а также методы сравнения, оценки структуры и соотношений показателей. Применен графический метод представления результатов. Для подтверждения взаимосвязей между миграцией, бедностью и индексом производства сельскохозяйственной продукции определялся коэффициент корреляции.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Мухачёв А., Светлаков А. [2] отмечают зависимость сельского хозяйства России от использования труда иностранных граждан, а приток мигрантов в отрасль определяют больше необходимым, чем желаемым явлением.

Данное положение подтвердим анализом обеспеченности кадрами сельскохозяйственных организаций Российской Федерации. За период 2010–2019 гг. численность сельскохозяйственных кадров в целом уменьшилась почти на 350 тыс.чел. (или 23,5 %).

Главный «удар» пришелся на основную производящую силу — кадры массовых профессий. Так, численность постоянных сельскохозяйственных рабочих сократилась за 10 лет на 26 % (или на 305,5 тыс. чел.), при этом численность трактористовмашинистов снизилась на 28 %, рабочих животноводства — на 32,2, а по операторам машинного доения показатель снижения достиг почти 43 % [8].

Если обратиться к категориям «руководители» и «специалисты», то за 10 последних лет их общая численность снизилась на 43,4 тыс. чел. (13,2 %). Наиболее высокие темпы снижения наблюдаются по бухгалтерам (33 %), зоотехникам (29), экономистам (28,2 %).

Сложная демографическая ситуация, сложившаяся в России в 1991–2006 гг., многократно повышает ценность каждого молодого человека с высшим и средним профессиональным образованием, входящего в трудоспособный возраст, поскольку на молодых специалистов возлагается основная ответственность за экономическое развитие нашей страны в целом и агропромышленного производства в частности. Именно выпускники аграрных учебных заведений по-прежнему являются одним из ключевых источников пополнения потребности предприятий аграрного сектора в трудовых ресурсах.

Анализ динамики подготовки специалистов аграрной сферы экономики показывает, что в 2019 г. по сравнению с 2013 г. количество подготовленных специалистов практически не изменилось, составив 105 393 человека, в то время как с высшим образованием оно снизилось на 4204 человек, или на 6 %. Количество специалистов со средним образованием в 2017 г. по сравнению с 2013 г. увеличилось на 3660 человек, или на 10 %.

В 2019 г. основную долю выпускников образовательных учреждений агрообразования страны составили специалисты по инженерным (35 %) и экономическим (16 %) специальностям. Наименьшие доли принадлежат агрономическому (7%), ветеринарному (6) и зоотехническому (4 %) направлениям подготовки.

Не удивительно, что нехватку кадров отрасль покрывает привлечением мигрантов.

Структура видов деятельности, в которые привлекаются мигранты в России, представлена в таблице 1. Высокий удельный вес привлечения квалифицированных мигрантов (18,6 %) высшего уровня квалификации, 13,1% — среднего уровня квалификации. В сельском и лесном хозяйстве, рыбоводстве и рыболовстве 2,9 % мигрантов привлекаются на квалифицированные рабочие места, 0,6 % — неквалифицированные рабочие.

Соотношение категорий занятых, относящихся к трудящимся мигрантам, к занятым, не относящимся к мигрантам, составляет 27, т. е. на каждого мигранта приходится 27 человек, не являющихся мигрантами. В сельском хозяйстве это соотношение 1 : 25. Наиболее часто привлекают мигрантов в строительстве и в качестве помощников по приготовлению пищи — 1 : 13, наиболее редко — в сфере обслуживания населения — 1 : 61.

По данным выборочного обследования Росстата, в 2019 г. [5] в сельском и лесном хозяйстве, рыбоводстве и рыболовстве работали 11,5 % представителей Азербайджана, 13,5 % — Казахстана, 16,5 — Узбекистана. 19,34 % мигрантов работали в сельской местности.

При экспорте человеческого капитала, привлечении квалифицированных мигрантов, происходит передача технологических и рыночных знаний, повышается производительность труда, что положительно влияет на экономический рост.

Данные таблицы 1 о привлечении значительной доли мигрантов высшей и средней квалификации подтверждают взаимосвязь между получением определенного уровня образования и потребностями рынка труда.

Источник: Составлена по данным Росстата.

В сельской местности можно выделить следующие направления миграции: в город в связи с ростом сельской безработицы, низким уровнем оплаты труда в сельской местности; маятниковая и сезонная миграция рабочей силы; безвозвратная миграция учащейся молодежи; миграционный обмен с зарубежными странами; вид «село — село» в связи с концентрацией жизнеспособных организаций вблизи крупных агломераций; географическая миграция от восточной периферии к центру страны.

Отток сельского населения между регионами стал преобладать, начиная с 2000 по 2018 г., внутри регионов — с 1993 г. по настоящее время (см. рисунок). С зарубежными странами весь период наблюдается только миграционный прирост. Отметим, что отток сельского населения внутри и между регионами России более масштабный, чем приток за счет миграционного обмена с зарубежными странами.

Динамика миграционных процессов сельского населения в Российской Федерации, чел. Источник: Составлен по данным Росстата.

На рост внешней миграции оказала влияние государственная программа по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом.

На уровне ЕАЭС регулирование миграции включает в себя упрощение взаимных поездок мигрантов между государствами-членами. В отношении трудящихся из других государств-членов не применяются ограничения, которые нацелены на защиту национального рынка труда, квоты и разрешения на работу, применяется прямое признание документов об образовании для осуществления трудовой деятельности.

Одной из задач, поставленных в Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации на 2019–2025 гг., является проведение целенаправленной работы по созданию благоприятных условий средствами обучения для безболезненной адаптации в российском обществе детей трудовых мигрантов.

Нами выполнена оценка влияния миграции сельского населения на производство сельскохозяйственной продукции и бедность в сельской местности (табл. 2). К малоимущему относится население со среднедушевым денежным доходом ниже прожиточного минимума. Более высокая бедность в сельской местности обусловлена спецификой рынка аграрного труда, различиями в условиях жизни городского и сельского населения, региональными различиями. Например, количество малоимущих в сельской местности Томской области составляет 26 %, в городах — 5,9 % при среднем уровне бедности по стране 12,9 %.

Полученные отрицательные показатели корреляции свидетельствуют об обратной зависимости — рост сельской миграции отрицательно влияет на рост производства сельскохозяйственной продукции.

С ростом доли малоимущего населения в сельской местности миграция возрастает, умеренная связь внутри регионов (0,48) и слабая — с зарубежными странами (0,23).

Для повышения доходов малоимущему населению можно сменить профессию или место жительства, повысить уровень образования, так как на рынке труда недостаточно вакансий с высокой зарплатой, а бедность стимулирует занятость, которая не приводит к росту доходов.

Положительным моментом от миграции рабочей силы является рост доходов и сокращение бедности в странах эмиграции. Перечисление денежных средств от мигрантов (табл. 3) составляет примерно треть ВВП Таджикистана, пятую часть ВВП Киргизии, десятую часть ВВП Узбекистана. Физические лица в 2020 г. отправили в страны СНГ денежных переводов на 11 млрд долл. США, что сопоставимо с бюджетом Москвы. 40 % этой суммы отправлено в Узбекистан, по 15,8 % — в Таджикистан и Киргизию.

Источник: Составлена по данным Центробанка.

Анализ данных таблицы 3 показывает, что денежные переводы мигрантов в динамике стабильно увеличивались. Средний перевод по странам СНГ в 2020 г. составил 234 долл. США, что эквивалентно 16 880 руб. (средний курс доллара 72,14 руб.).

При этом в странах эмиграции создают условия для эффективного инвестирования этих средств в экономику, развития предпринимательства. Например, Турция, в истории которой существовали периоды значительной двусторонней миграции с Германией, предоставляла своим мигрантам налоговые льготы, кредиты под 4–5 %, землю в пользование [6].

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, в статье показана зависимость аграрного рынка труда, характеризующегося дефицитом кадров как массовых профессий, так и специалистов, от внутреннего фактора (подготовки кадров) и внешнего (привлечение мигрантов). Показано влияние миграции на повышение доходов, снижение бедности и развитие предпринимательства в странах эмиграции, повышение качества человеческого ресурса при передаче технологических и рыночных знаний, влияние на повышение производительности труда и экономический рост. Миграционные процессы на сельских территориях оказывают отрицательное влияние на производство сельскохозяйственной продукции. Государственная миграционная политика должна стимулировать закрепление сельского населения и возвратную миграцию городского населения в сельскую местность, повышать привлекательность сельской местности для переселения.

Язык статьи:
Действия с выбранными: