«…Русская и Болгарская церкви имеют очень долгую историю братских отношений. Именно потому, что наши народы в большинстве своем православные, из-за того, что наши народы имеют много общего в культуре и языке, Болгария всегда воспринималась в России как братская страна…» [1].
В исторической ретроспективе отношения между Россией и Болгарией, русским и болгарским народами неразрывно сопряжены с фактором православия. Уже в X–XI вв. возникли тесные контакты между Русской и Болгарской церквами. Об этом, в частности, можно судить по русским спискам христианских произведений болгарской книжности XI–XII вв. (Остромирово Евангелие, Учительное Евангелие Константина Преславского, Слово священномученика Ипполита и др.).
Связи между Русской Православной церковью (РПЦ) и Болгарской Православной церковью (БПЦ) не прерывались даже во время пятисотлетнего османского владычества. С XVI в. российское государство регулярно посещали болгарские иерархи, настоятели монастырей и другие представители духовенства. Одним из них был Тырновский митрополит Дионисий, доставивший в Москву решение Константинопольского Собора 1590 г. об учреждении в России Патриаршества. Игумены Рильского, Преображенского, Лясковского, Билинского и ряда других монастырей в XVI–XVIII вв. просили у московских патриархов и государей средства на восстановление пострадавших от нападений турок обителей. Во время правления императора Петра I поездки в Россию за пожертвованиями для своих храмов совершили игумен Преображенского монастыря (1712 г.), архимандрит Лясковского монастыря (1718 г.) и др. Помимо щедрых денежных милостыней на монастыри и храмы из России в Болгарию привозили славянские книги, прежде всего духовного содержания, не дававшие угаснуть церковной жизни и национальному самосознанию болгарского народа в период османского ига [2, c. 7].
В нынешнем году, когда в России и Болгарии отмечается 140-летие Освобождения страны от османского рабства в результате Русско-турецкой войны 1877–1878 гг., особое значение приобретает тот факт, что именно Русская церковь, совершая проповеди в храмах Российской Империи за страждущий болгарский народ, сформировала общественное мнение, несомненно повлиявшее на принятие политических решений относительно участия нашей страны в военных действиях на Балканах [1].