Система трудовых отношений в современном мире подвергается значительным изменениям, на которые влияют несколько факторов: глобализация, цифровизация и динамичных социальных условий [2]. Аксиологический аспект, то есть изучение ценностных установок, становится особенно актуальным в контексте взаимодействия разных поколений, которые не только обладают своими уникальными профессиональными навыками и подходами к работе, но и привносят в трудовой процесс собственные ценностные установки, которые могут значительно отличаться друг от друга. Эти различия влияют на мотивацию, ожидания от работы, отношения с коллегами и руководством, а также на общую эффективность организации.
Различия между поколениями отражаются в их ценностных подходах и отношении к работе. С начала 2000-х гг. появляется так называемый поколенческий подход к исследованию аудитории: каждому новому поколению присваиваются различные обозначения: поколения X, Y и Z [3]. Годы, которые определяют границы этих поколений, могут отличаться, но мы обратимся к адаптированной версии для России, представленной исследователем Е. Шамис, которые составляют следующие критерии: поколения X — 1964–1981 годы рождения, поколения Y — 1981–2003 годы рождения [6].
Поколение X в России сформировалось в период застоя, затем крушения СССР, социальные изменения и нестабильность спровоцировали кризис ценностей. Представители этого поколения ценят практичность и адаптивность, стремятся стать независимыми.
Поколение Y, или как часто нас называют «миллениалы» (автор 1998 года рождения и законно может приравнивать себя к данному поколению) росли в эпоху цифровизации и глобализации. Для нас характерно самовыражение и целеустремленность, инфантилизм и отсутствие «героев». Именно про миллениалов можно говорить: «Человеку свойственно долгое детство, а цивилизованному человеку — еще более долгое» (Э. Эриксон). Но несмотря на это, представители поколения Y трудоспособны и могут сочетать несколько видов деятельности.
Рожденные в 2003-2010-е годы считаются поколением Z в России. Это «цифровые аборигены», которые не могут провести один день своей жизни без интернета или мобильных устройств. Ежеминутно поглощают большой объем фрагментарной информации, с короткими и яркими образами, однако при этом не способны сосредоточиться, сконцентрироваться на одном предмете или мысли, так как продумать ее детально времени нет [3].