Совместный проект «Знаки. От петроглифа к орнаменту» был организован Государственным историко-культурный заповедником-музеем «Иссык» и Музеем прикладного искусства «Уста Даркембая». Если первый имеет республиканский статус, то второй является небольшим музеем областного подчинения, в не давнем прошлом (до 2007 года) — частный музей, представляющий коллекцию предметов народного казахского прикладного искусства. Оба музея находятся в Алматинской области, за пределами города, в сельской местности, что существенно ограничивает поток посетителей. Большая часть посещений — целенаправленные туристические группы, приезжающие из Алматы, или случайные небольшие группы, проезжающие по трассе, ведущей в места отдыха. Еще одна категория посетителей — школьники района и местные жители, обычно посещающие музей с приехавшими гостями.
Задачи проекта были сформулированы следующим образом:
• музеефикация материального культурного наследия, находящегося за пределами музея, в природных условиях, а также нематериального наследия казахов — древних представлений об устройстве мира и семантики традиционного народного искусства;
• создание комплексного проекта, нацеленного на включение посетителей в процесс поиска смысловых параллелей и усвоение исторического опыта поколений;
• расширение тематического диапазона экспонирования, с включением рабочих материалов, обычно не экспонируемых;
• создание дополнительной «точки притяжения» для туристов, и особенно для постоянных посетителей музея.
Идея сочетания наскальных рисунков и традиционного казахского орнамента родилась из стремления сделать интересной и зрелищной выставку петроглифов, найденных в ходе экспедиций заповедника-музея «Иссык» 2017 и 2018 годов, исследовавших наскальные изображения в ущельях Кетменского хребта Заилийского Алатау, в результате которых были обнаружены новые, ранее не введенные в научный оборот местонахождения петроглифов от эпохи бронзы до этнографического периода. Нужно было показать новые находки. Но как это сделать интересно, чтобы выставка не получилась «проходной»? Ведь петроглифы — это не то, что можно принести в музей, в этом случае о подлинности того, что попадает в музейные залы, обычно говорить не приходится. Как правило, все ограничивается фотографиями рисунков, разглядывать которые в большом количестве может лишь очень увлеченный темой зритель, поэтому обычно фотовыставки такого плана служат лишь «фоном» для демонстрации подлинных артефактов, часто другой тематики. А из подлинного в нашем случае было лишь четыре небольших скола с рисунками и еще из условноподлинного — многочисленные эстампажи, сделанные в ходе экспедиций. Вот им-то и было решено отдать роль «солистов» новой выставки. Наиболее интересные и масштабные композиции были вставлены под стекло в богатый серебристый багет, подобно картинам художников Возрождения. Надо сказать, что это было непросто сделать, учитывая размер композиций, которые в высоту достигали двух метров, хрупкость микалентной бумаги, на которой выполнены эстампажи, и стекла большого формата — в багетной мастерской, куда мы обратились, отказались выполнять эту почти ювелирную работу, опасаясь испортить эстампажи.