По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 338.46:37.01

Международный рынок образовательных услуг: источник доходов и инструмент «мягкой силы»

Андрей Спартак д-р экон. наук, член-корр. РАН, профессор, заслуженный деятель науки России, директор, Всероссийский научно-исследовательский конъюнктурный институт, заведующий кафедрой, Всероссийская академия внешней торговли, г. Москва
Анна Костикова канд. филос. наук, доцент, заместитель декана философского факультета по работе с иностранными учащимися, МГУ им. М. В. Ломоносова, г. Москва

В статье рассматриваются современные масштабы, тенденции, структурные сдвиги и направления деятельности на международном рынке образовательных услуг. Выделены основные страны — участники данного рынка. Сделан вывод о растущих доходах в секторе международного образования и больших косвенных выгодах, в том числе политических и имиджевых, для стран — поставщиков образовательных услуг. Сформулирована позиция России в вопросах международного образования.

Роль национальных систем образования, международного образования, использования современных методик и технологий в сфере образования в формировании экономики знаний, успешном освоении достижений научно-технического прогресса неуклонно возрастает. Конкурентоспособность и адаптивность национальных систем образования к потребностям времени становятся важнейшими приоритетами государственной политики. При этом растет осознание как больших коммерческих перспектив глобального рынка образования, так и огромных возможностей образовательной деятельности в качестве инструмента мягкой силы, продвижения национальных интересов, идей, ценностных ориентиров на международной арене.

Высшее руководство России учитывает происходящие в мире перемены и реагирует на них. В своей программной статье «Россия и меняющийся мир» 27 февраля 2012 г. президент страны В.В. Путин отмечал: «…Не империя, а культурное продвижение; не пушки, не импорт политических режимов, а экспорт образования и культуры помогут создать благоприятные условия для российских товаров, услуг и идей. Мы должны в несколько раз усилить образовательное и культурное присутствие в мире — и на порядок увеличить его в странах, где часть населения говорит на русском или понимает русский»1.

В новой редакции Концепции внешней политики Российской Федерации, принятой 12 февраля 2013 г., впервые в российских программных и нормативных документах был использован термин «мягкая сила». Под «мягкой силой», согласно Концепции, понимается «комплексный инструментарий решения внешнеполитических задач с опорой на возможности гражданского общества, информационно-коммуникационные, гуманитарные и другие альтернативные классической дипломатии методы и технологии»2. Важнейшую роль в осмыслении новой международной ситуации, современных концепций и доктрин «мягкой силы», ее значения в мировой политике и межгосударственных отношениях сыграли труды и публичные выступления выдающегося российского политического деятеля и ученого академика Е.М. Примакова.

Для Цитирования:
Андрей Спартак, Анна Костикова, Международный рынок образовательных услуг: источник доходов и инструмент «мягкой силы». Международная экономика. 2016;6.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: