Дата поступления рукописи в редакцию: 22.05.2025.
Дата принятия рукописи в печать: 26.05.2025.
Международная система регулирования торговли природным газом сформировалась под влиянием комплекса межправительственных соглашений и специализированных организаций, создающих правовую основу для трансграничного сотрудничества. Центральное место в этой системе занимает Договор к Энергетической хартии (1994 г.), который установил универсальные правила для транзита энергоресурсов и защиты инвестиций в газовую инфраструктуру. Договор предусматривает механизм обязательного разрешения споров и гарантирует недискриминационный доступ к трубопроводным системам (ст. 7). Каждая договаривающаяся сторона принимает необходимые меры для облегчения транзита энергетических материалов в соответствии с принципом свободы транзита. Особое значение имеют положения о защите иностранных инвестиций (ст. 10), позволяющие компаниям оспаривать действия принимающих государств в международных арбитражах (ст. 26). В настоящее время его участниками являются 53 государства, хотя некоторые ключевые игроки (Россия в 2009 г., Италия в 2016 г.) вышли из соглашения, что стимулирует процесс его модернизации, продолжающийся с 2015 г. За время своего существования договор стал основой для более чем 50 инвестиционных арбитражей в энергетическом секторе, включая знаковое дело «ЮКОС против России». Параллельно действует Форум стран — экспортеров газа (GECF), объединяющий 12 постоянных членов и 7 наблюдателей. Эта организация координирует политику стран, контролирующих около 70% мировых запасов газа, 45— глобальной добычи и 55% трубопроводного экспорта. Штаб-квартира GECF в Дохе обеспечивает разработку долгосрочных прогнозов (Global Gas Outlook 2050 — комплексная оценка будущего природного газа) и гармонизацию технических стандартов в отрасли. Всемирная торговая организация (ВТО) — ключевой многосторонний институт, регулирующий глобальную торговлю товарами и услугами. Однако ее влияние на рынок газа не прямое, а опосредованное, поскольку энергоресурсы исторически считались стратегическим товаром, и многие страны ограничивают их свободную торговлю. Генеральное соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ, 1994) — основное соглашение ВТО, которое регулирует торговлю товарами, включая природный газ (как в трубопроводной форме, так и СПГ). Статья 1 — режим наибольшего благоприятствования запрещает дискриминацию между торговыми партнерами: если страна снижает пошлины для одного поставщика газа, это должно распространяться на всех. Статья 5 — свобода транзита гарантирует беспрепятственный транзит газа через территории стран — членов ВТО (Украина, как член ВТО, обязана обеспечивать транзит российского газа в ЕС). Статья 11 запрещает квоты и эмбарго экспорт/ импорт газа, но допускает исключения (для защиты жизни/здоровья населения или в случае дефицита ресурсов). Генеральное соглашение по торговле услугами (ГАТС) применяется к услугам, связанным с газом: транспортировка, хранение, дистрибуция. Режим доступа к инфраструктуре (газопроводам) должен быть недискриминационным для иностранных компаний. Несмотря на общие правила, газ остается одним из наименее либерализованных секторов в ВТО из-за исключения в переговорных списках стран (многие страны не включают газ в свои обязательства по доступу на рынок). Например, Россия при вступлении в ВТО в 2012 г. сохранила государственную монополию Gazprom на экспорт трубопроводного газа. Со стороны стран-потребителей регулирующие функции осуществляет Международное энергетическое агентство (IEA). Оно проводит мониторинг безопасности поставок, анализирует рыночные тенденции и разрабатывает политические рекомендации, публикуя авторитетные отчеты (World Energy Outlook, Global Methane Tracker).