Первые дискуссии на тему риска сводились к попыткам предсказать поведение субъектов хозяйствования в условиях нестабильности экономики в целях выявления путей минимизации потенциальных убытков. Эти дискуссии положили начало появлению таких практик, как идентификация и оценка рисков, а также способствовали развитию теории управления рисками.
С 1951 года в Японии активно заниматься проблемами рисков начал Научно-исследовательский институт предупреждения бедствий, созданный при Университете г. Киото. Позднее, в 1979 году, в США было создано Федеральное агентство по управлению в чрезвычайной обстановке в целях разработки и реализации мер по уменьшению рисков возникновения экстремальных ситуаций или смягчения их последствий для населения и экономики, наделенное полномочиями по сбору, обработке и анализу информации об указанных рисках.
В настоящее время, как показывает международная практика, перманентность поиска возможностей повышения эффективности и результативности государственного финансового аудита (контроля) путем внедрения и развития риск-ориентированного подхода характерна для большинства развитых стран мира, а также ряда международных неправительственных организаций.
Это связано с тем, что государственный финансовый аудит (контроль) как элемент управления общественными финансовыми средствами способен обеспечить в рамках использования бюджетных средств и государственной собственности достижение оптимального баланса между обществом, государством и субъектами хозяйствования.
Так, в США, Англии, Германии, Японии, Франции и других развитых странах проводятся исследования на эту тему. В Австрии, например, в Международном институте прикладного системного анализа (The International Institute for Applied Systems Analysis, IIASA) на протяжении длительного времени достаточно активно ведутся работы по проблемам рисков как в теоретическом, так и в прикладном плане. Однако отсутствие надежной информации о потенциальных рисках вынуждает принимать решения по вопросам оценки и управления ими в условиях недостаточной осведомленности [9].