В России успешно реализуется федеральный проект «Обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда» национального проекта «Жилье и городская среда» в рамках исполнения Указа Президента РФ от 7 мая 2018 г. № 204. Проект рассчитан на 7 лет — с 2019 по 2025 г. Планируется переселение из непригодного для проживания фонда 530,9 тыс. человек, а финансовое обеспечение всего проекта составляет 507,17 млрд руб. Это далеко не первая программа, подобного рода реализуемая на территории России.
Что же касается переселения из ветхого и аварийного жилья в зарубежных странах, то там дела обстоят совсем иначе.
Государственные или муниципальные программы ликвидации аварийного жилищного фонда в той или иной мере имеются и по возможности осуществляются только в странах СНГ.
В странах Восточной Европы, присоединившихся к Европейскому союзу, все подобные программы свернуты по экономическим причинам, а также в силу правил, принятых в Европейском союзе.
Обследование жилых домов и помещений на предмет их аварийности, как это осуществляется в России на основании соответствующего постановления Правительства Российской Федерации, применяется в некоторых странах Западной Европы на уровне муниципальных органов архитектуры с учетом местных особенностей (требований) и распространяется исключительно на муниципальный или иной социальный жилищный фонд, находящийся в собственности муниципалитета. Во всех прочих ситуациях органы архитектуры принимают решения, основываясь на планах территориального планирования, сведениях, указанных в паспортах домов, на заранее утвержденных планах эксплуатации и ремонта, а также на экономической целесообразности затрат. Данный подход позволяет наиболее оперативно и рационально влиять на проблемы старения, в том числе морального, муниципального (социального) фонда недвижимого имущества.
В развитых странах Западной Европы и США не существует такого юридического понятия, как «аварийное жилье» (в российском понимании данного термина). Муниципальные власти, в первую очередь органы архитектуры и социальные службы, страховые компании и даже правоохранительные органы, а также общественность следят за тем, чтобы жилые, многоквартирные дома и придомовые территории, включая ограждения, содержались и имели внешний вид (включая ландшафтный дизайн) в соответствии с архитектурными требованиями муниципалитета. В случае невыполнения предписанных требований органы архитектуры или иные структуры муниципалитетов имеют полномочия по наложению штрафных санкций к собственнику. Величина штрафных санкций не формируется от установленного уровня прожиточного минимума, не основывается на социальном статусе нарушителя и не ограничена одноразовым применением. Поэтому штрафные санкции весьма значительны и могут стать разорительными даже для весьма состоятельных людей в случае игнорирования ими предъявляемых требований к собственнику со стороны властных структур.
Ненадлежащее содержание и уход за жилым домом и (или) прилегающей территорией ограничивают собственников помещений в получении кредита под залог недвижимого имущества, а также значительно уменьшают суммы страховых выплат при возникновении страхового случая, связанного с имущественными правами на жилое помещение и на находящееся в нем электротехническое оборудование. Таким образом, мониторинг технического состояния жилищного фонда на основе рационального экономического поведения и расчета со стороны собственника и иных участников правоотношений осуществляется:
- самим собственником, обязанным исполнять нормы и требования, предъявляемые архитектурными органами муниципалитетов и уставами кондоминиумов;
- уполномоченными архитектурными службами муниципалитетов;
- социальными службами (для рассмотрения возможности оказания адресной социальной поддержки нуждающемуся в ней лицу);
- обслуживающими жилищный фонд организациями (управляющими компаниями) путем периодического технического обследования, в том числе инструментального, на основании которого формируется стоимость управления жилым домом.
Основным показателем технического состояния жилого дома и жилого помещения является уровень затрат на содержание и обслуживание, которые осуществляются специализированными коммерческими организациями (по форме, но не по содержанию аналогичными российским управляющим и ресурсоснабжающим компаниями). Высокая стоимость содержания и обслуживания жилого помещения для большинства собственников является основанием для замены инженерного или энергетического оборудования в доме или помещении вплоть до принятия решения о смене местожительства.
Подобная картина, несмотря на тот факт, что Россия занимает только 62-е место в рейтинге стран по уровню социального развития, наглядно показывает, что наше государство заботится о благосостоянии своих граждан и делает все возможное для улучшения их жизни. Часто возникающее у граждан желание равняться на Европу и США в данном вопросе, пожалуй, не возникнет.