По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 336

Международный опыт нормативного регулирования организации внутреннего контроля в общественном секторе экономики

Демина Ирина Дмитриевна д-р экон. наук, профессор, профессор департамента учета, анализа и аудита, ФГОБУ ВО «Финансовый университет при Правительстве РФ» Россия, 125993, Москва, Ленинградский просп., д. 49 iD 0000–0003–2817–5462, E-mail: Demina_id@mail.ru

В связи с общественной значимостью и важностью деятельности государственных бюджетных учреждений в нашей стране в статье рассматривается опыт развитых стран по организации внутреннего контроля в общественном секторе экономики. Приводится основное содержание нормативных документов, позволяющих сформировать объективное представление о сущности, основных направлениях и процедурах внутреннего контроля в этом секторе экономики. Этот анализ позволяет рассмотреть преимущества существующих систем внутреннего контроля в развитых странах с целью их применения в нашей стране.

Литература:

1. Демина И.Д. Организация и оценка системы внутреннего контроля в бюджетных учреждениях // Бухучет в здравоохранении. — 2014. — № 7. — С. 51–56.

2. Научное обоснование и разработка практических подходов к организации и проведению внутреннего финансового контроля в государственных (муниципальных) учреждениях: Монография / О.Е. Качкова, Т.И. Кришталева, И.Д. Демина, Ж.А. Кеворкова, Е.Н. Домбровская. — М.: РУСАЙНС, 2016. — С. 213.

3. COSO (2013): Internal Control — Integrated Framework: Framework, Committee on Sponsoring Organizations of the Treadway Commission, Jersey City, 2013 (Стандарт «Интегрированная схема внутреннего контроля», разработанный Комитетом спонсорских организаций Комиссии Тредвея в 1992 году (COSO)).

4. Ijiri Y. Momentum accounting and Triple-Entry-Bookkeeping: Exploring the Dynamic Structure of Accounting Measurements, Studies in Accounting Research № 31, American Accounting Association, Sarasota, 1989.

5. Mochty L., Wiese M. Die Netzwerkstruktur der Buchhaltung als Grundlage des risikoorientierten Prüfungsansatzes // IBES Diskussionsbeitrag Nr. 188 August 2011 [ресурс удаленного доступа]. — Режим доступа: https://static.wiwi.uni-due.de/global/2011188_Mochty_Wiese_Die_Netzwerkstruktur_der_Buchhaltung_IBES_final.pdf, свободный.

6. Pankaj M. Madhani Corporate Governance and disclosure public sector vs private sector // SCMS Journal of Indian Management — March, 2014.

7. United States General Accounting Office: Standards for Internal Control in the Federal Government. — Washington, November, 1999 [ресурс удаленного доступа]. — Режим доступа: http://www.gao.gov/special.pubs/ai00021p.pdf, свободный.

В настоящее время проблема организации внутреннего контроля в общественном секторе экономики является интернациональной, практически все государства озабочены достоверностью отражения учетных данных.

Первым документом, раскрывающим требования, предъявляемые к внутреннему контролю, стал закон Сарбейнса-Оксли. Его 404-я статья «Управление и оценка» содержит требование по проведению аудиторской проверки отчета руководства о состоянии внутреннего контроля, раскрывая при этом в приложениях к финансовой отчетности все его существенные недостатки и рекомендуя контрольные мероприятия по их устранению.

В настоящее время в мировой практике существует несколько концепций организации внутреннего контроля: COBIT, SAC, COSO, SAS 55/78.

Согласно COSO [3] внутренний контроль проводится высшим органом управления организацией, комитетом по аудиту, службой внутреннего контроля (аудита) для обеспечения достижения следующих целей: целесообразности и финансовой эффективности деятельности; достоверности финансовой отчетности; соблюдения применимого законодательства и требований регулирующих органов.

Интегрированная схема внутреннего контроля COSO — Internal Control — Integrated Framework нашла отражение в национальных стандартах многих стран. Так, например, в Германии на его основе Институтом аудиторов создан стандарт для проверки системы внутреннего контроля Pruefungsstandard des Institutes der Wirtschaftspruefer in Deutschland e.V. (IDW) zur Pruefung des IKS. Кроме того, законом о модернизации бухгалтерского учета от 1 октября 2010 года предусмотрена необходимость функционирования системы внутреннего контроля.

Внутренний контроль должен дать высокую уверенность в том, что экономический субъект (бюджетное учреждение) обеспечивает следующее: эффективность и результативность своей деятельности; достижение финансовых и экономических показателей; сохранность активов; достоверность и надежность бухгалтерской (финансовой) отчетности; соблюдение законодательства, в том числе при совершении фактов хозяйственной жизни и ведении бухгалтерского учета [2].

Для Цитирования:
Демина Ирина Дмитриевна, Международный опыт нормативного регулирования организации внутреннего контроля в общественном секторе экономики. Бухгалтерский учет и налогообложение в бюджетных организациях. 2019;4.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: