Повышение конкурентоспособности товаров отечественных производителей является одним из главных условий развития национальной экономики. В августе 2018 г. в медиацентре «Российской газеты» состоялась 16-я экспертная сессия Вольного экономического общества России, которая прошла под эгидой Научно-экспертного совета при Председателе Совета Федерации и была посвящена отечественным продуктам питания и их конкурентоспособности.
Научный руководитель Федерального научного центра пищевых систем им. В.М. Горбатова Андрей Лисицын уделил внимание вопросам качества. Он считает, что прежде всего нужно сформулировать требования к качеству, провести научные исследования, разработать нормативную документацию, обеспечивающую производство продукции соответствующего качества. Нужен системный подход. Нужна национальная система управления качеством пищевых продуктов, которой сегодня нет и национальная система мониторинга [1]. По мнению Андрея Лисицына, для обеспечения качества продуктов нужно готовить высококлассных специалистов в этой области и освещать проблемы качества в СМИ. В настоящее время существует немало возможностей для обсуждения вопроса о качестве товаров. Например, на официальном сайте Российской системы качества (Роскачество) Роспотребнадзора можно в открытом доступе ознакомиться с результатами мониторинга качества продуктов. На телевидении идет целый цикл различных программ, которые также посвящены изучению качества товаров.
Ректор РЭУ им. Г.В. Плеханова, вице-президент ВЭО России В.И. Гришин отметил, что одной из причин недостаточного уровня конкурентоспособности отечественных продуктов питания является низкая покупательная способность населения. По мнениию В.И. Гришина, у нас уже четыре года не растут доходы населения. «Я знаю немало предприятий, оснащенных самым современным оборудованием, где залеживаются качественные товары — сыр, колбаса. Они не могут их реализовать. Нам нужно в первую очередь формировать внутренний рынок, понимая, что этот процесс напрямую связан с тем, сколько люди зарабатывают, нужно увеличивать платежеспособный спрос».