Достижения глобализации и развитие телекоммуникационных технологий стали причиной изменения подходов и способов управления компаниями и ведения бизнеса. Снизилось значение физического присутствия для осуществления деятельности, обострилась конкуренция за мобильные финансовые ресурсы и инвестиции. Стремление предпринимателей расширить свой бизнес за пределы одной страны и тем самым повысить его эффективность, получить доступ к зарубежному кредитованию по более выгодной процентной ставке, вести бизнес в стране с более стабильной экономической и политической обстановкой – все это сделало международное налоговое планирование (МНП) неотъемлемой частью деятельности большинства не только крупных, но также средних и мелких компаний.
Сфера международного налогообложения предоставляет широкие возможности как для налогового планирования, так и для уклонений от уплаты налогов, ввиду отсутствия единообразия в налоговых системах разных государств, недостаточного уровня развития кооперации и обмена информацией между ними, а также наличия различных пробелов и неопределенностей.
Однако в последнее время все больше государств по всему миру стали принимать активные меры, направленные на защиту своих экономических интересов в налоговой сфере, и начали проводить последовательную и жесткую политику с целью снижения числа налоговых злоупотреблений и увеличения размеров налоговых поступлений.
В этой связи компаниям, использующим те или иные методы налоговой оптимизации, представляется необходимым на постоянной основе следить за изменениями как в налоговом законодательстве, так в судебной практике, с тем чтобы используемые методы оставались в рамках закона (то есть могли бы быть отнесены к МНП, а не к уклонению от уплаты налогов), и корректировать свою налоговую политику в соответствии с постоянно меняющимися условиями окружающей действительности. Ведь показателем грамотного планирования является увеличение прибыли и конкурентных преимуществ компании в строгом соответствии с нормами законодательства, тогда как агрессивная минимизация налоговых обязательств может повлечь значительные штрафные санкции, по своим размерам значительно превышающие налоговую экономию, а также нанести серьезный вред репутации компании.