По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 341.1/8; 069.15

Международно-правовая охрана музейных ценностей: теоретический и правоприменительный аспекты

Петров И.Н. кандидат юридических наук, г. Новосибирск

Музейные предметы являются важной культурной общемировой ценностью, но, к сожалению, их правовая защита на международном уровне оставляет желать лучшего: единого унифицированного акта, направленного на противодействие незаконному завладению, как, впрочем, и документов, устанавливающих правоотношения в сфере авторства, не имеется. Все это провоцирует лишние споры и противоречия, которые приводят к утере как самих предметов, так и их юридических свойств (ряд государств считает возможным предоставлять предметы в открытом доступе для неограниченного круга субъектов в том случае, если данные объекты являются общественным достоянием).

Литература:

1. Кузнецова И.Г., Романова Н.М. Обеспечение сохранности и безопасности музейных коллекций в выставочной практике (по материалам музеев России). — Санкт-Петербург, 2018.

Так как музейные предметы — это суть отражение человеческой истории, ее наиболее важных вех, то, соответственно, сохранение и сбережение этих объектов является общемировой задачей. В контексте данной работы попытаемся проследить эти вопросы в разрезе уголовного и гражданского права.

Хищение и контрабанда данных объектов в международном праве рассматривается как совокупность транснациональных преступлений, наносящих ущерб экономическому, социальному и культурному развитию разных стран мира. Основными чертами такого рода действий считаются: широкий масштаб, сложная система подготовки и осуществления преступления, получение финансовой прибыли, приобретение дополнительной власти для всех участников процесса [1; С. 84].

Противодействие указанным явлениям возможно только при соблюдении ряда факторов:

- во-первых, создании действенных правовых институтов на территориях государств-участников международного сообщества;

- во-вторых, эффективном правоприменении (это возможно только в том случае, если нормы законодательства не будут произвольно искажаться из-за субъективных аспектов законотворческого процесса);

- в-третьих, использовании ресурсов международных организаций в целях тотального противодействия нарушениям1.

К сожалению, как подчеркивает ряд авторов, так как на международном уровне указанные аспекты не были проработаны достаточным образом, то система противодействия организованной преступности оставляет желать лучшего: отдельные элементы защиты работают (например, ИНТЕРПОЛ), но комплекс действий, которые могли бы остановить или уменьшить количество2 преступлений, — не формируется.

Так как (опять же!) единой документальной базы, регламентирующей правовую защищенность собственности, не имеется, то каждое государство и каждый музей принимает свои «правила игры». Таковые можно условно разделить на несколько групп:

- первая — произведения, находящиеся в общественном пространстве, являются свободными, на них не распространяется авторское право, их воспроизведение может осуществляться без ограничений. Пример такой практики: США3;

Для Цитирования:
Петров И.Н., Международно-правовая охрана музейных ценностей: теоретический и правоприменительный аспекты. Музей. 2023;5.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: