Так как музейные предметы — это суть отражение человеческой истории, ее наиболее важных вех, то, соответственно, сохранение и сбережение этих объектов является общемировой задачей. В контексте данной работы попытаемся проследить эти вопросы в разрезе уголовного и гражданского права.
Хищение и контрабанда данных объектов в международном праве рассматривается как совокупность транснациональных преступлений, наносящих ущерб экономическому, социальному и культурному развитию разных стран мира. Основными чертами такого рода действий считаются: широкий масштаб, сложная система подготовки и осуществления преступления, получение финансовой прибыли, приобретение дополнительной власти для всех участников процесса [1; С. 84].
Противодействие указанным явлениям возможно только при соблюдении ряда факторов:
- во-первых, создании действенных правовых институтов на территориях государств-участников международного сообщества;
- во-вторых, эффективном правоприменении (это возможно только в том случае, если нормы законодательства не будут произвольно искажаться из-за субъективных аспектов законотворческого процесса);
- в-третьих, использовании ресурсов международных организаций в целях тотального противодействия нарушениям1.
К сожалению, как подчеркивает ряд авторов, так как на международном уровне указанные аспекты не были проработаны достаточным образом, то система противодействия организованной преступности оставляет желать лучшего: отдельные элементы защиты работают (например, ИНТЕРПОЛ), но комплекс действий, которые могли бы остановить или уменьшить количество2 преступлений, — не формируется.
Так как (опять же!) единой документальной базы, регламентирующей правовую защищенность собственности, не имеется, то каждое государство и каждый музей принимает свои «правила игры». Таковые можно условно разделить на несколько групп:
- первая — произведения, находящиеся в общественном пространстве, являются свободными, на них не распространяется авторское право, их воспроизведение может осуществляться без ограничений. Пример такой практики: США3;