Исследуя современный этап развития общества, можно отметить тенденцию развития новой модели мировой экономики, характерной особенностью которой является система многомерных финансовых взаимозависимостей, а также взаимодействий, которые опираются на сложнейшую совокупность инструментов конкурентной борьбы, кооперации, а также партнерские отношения на макро- и микроуровне, переплетение международного торгового рынка и сохраняющиеся национальные и локальные рынки (см.: [2–6; 15]).
В нормативных документах таких организаций, как ООН, ВТО, ОЭСР, под международной торговлей понимается обмен товарами и услугами между странами, совокупность внешней торговли мирового сообщества.
Среди концепций международной торговли одной из первых возникла меркантилистская теория (см. далее: [1; 10; 11]). Периодом ее возникновения принято считать XVI–XVIII века. Приверженцы данной концепции никак не принимали во внимание выгоду, которую в процессе международной торговли государства приобретают при ввозе зарубежных продуктов и услуг, а экономически выгодным признавали только экспорт. По этой причине меркантилисты полагали, что государству необходимо ввести ограничения по импорту (за исключением ввоза сырья) и обеспечить производство недостающих товаров и услуг внутри страны, а также стремиться к наращиванию экспорта товаров, достигая увеличения притока золота, которое они отождествляли с богатством.
Создателем теории абсолютных преимуществ является Адам Смит. Согласно концепции абсолютных преимуществ для государства наиболее целесообразными являются импорт тех товаров, себестоимость производства которых выше, чем у зарубежных партнеров, и увеличение экспорта товаров, себестоимость производства которых значительно ниже, чем в зарубежных странах. Одним из наиболее весомых аргументов данной концепции является демонстрация достоинств международной торговли для каждого из взаимосвязанных участников.
Теорию относительных преимуществ предложил Давид Рикардо. Согласно концепции относительных преимуществ государству рекомендуется импорт тех товаров, себестоимость производства которых в стране выше, чем на ввозимый в страну аналогичный товар. При дальнейшем изучении данной теории было доказано, что она работает не только при взаимодействии двух стран, но и при любом количестве участников международной торговли и реализуемых товаров. Наиболее существенным недостатком теории Рикардо следует считать отсутствие объяснения возникновения преимуществ в производстве тех или иных товаров и услуг.