По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 658.56

Международная стандартизация систем менеджмента качества: история, современное состояние и ближайшее будущее

Полховская Т.М. канд. физ.-мат. наук, профессор, директор Учебно-научного центра систем менеджмента и сертификации, Национальный исследовательский технологический университет «МИСиС», Москва

Кто стоял у истоков современного менеджмента, каковы были первые системы управления качеством и какими должны быть следующие шаги в этом направлении — об этом рассказывает предлагаемая читателям статья.

Литература:

1. Гличев А.В. Основы управления качеством продукции. — М.: Стандарты и качество, 2001. — 424 с.

2. ГОСТ ISO 9000-2011. Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь. — М.: Стандартинформ, 2012. — 27 с.

3. ГОСТ ISO 9001-2011. Системы менеджмента качества. Требования. — М.: Стандартинформ, 2012. — 28 с.

4. ГОСТ Р ИСО 9004-2010. Менеджмент с целью достижения устойчивого успеха. Подход на основе менеджмента качества. — М.: Стандартинформ, 2011. — 40 с.

5. ГОСТ Р ИСО 19011-2012. Руководящие указания по аудиту систем менеджмента. — М: Стандартинформ, 2012. — 42 с.

6. Чайка И.И. Стандарт ИСО 9001:2015. Что нас ожидает? // Стандарты и качество. — 2014. — №6. — С. 60-63.

7. Полховская Т.М. Реализация принципов менеджмента качества — верный путь к достижению организацией устойчивого успеха // Главный инженер. Управление промышленным производством. — 2015. — №4. — С. 53-64.

В начале 1920-х гг. Джозеф Джуран искал ответ на вопрос: «В чем причина неустойчивости организаций на рынке?». Он изучил более 300 различных организаций США и пришел к выводу о том, что 85% причин их неустойчивости связаны с действиями руководителей, и только 15% — работников. Уолтер Шухарт и Эдвардс Деминг, продолжив изучение этой проблемы, показали, что вклад руководителей составляет 96%, а работников — 4%.

Незадолго до своей смерти в 1993 г. Эдвардс Деминг скорректировал это соотношение, и сегодня оно выглядит так — 98:2! Таким образом, основные проблемы в организации (98%) порождают не люди, а внутренняя система менеджмента и присущие ей недостатки. Люди выполняют лишь то, что предписано системой. Система менеджмента — детище и инструмент высшего руководства, и от ее качества зависит успех или неуспех организации на рынке.

Именно Джуран Дж., Шухарт У. и Деминг Э. первыми указали на определяющую роль высшего руководства в решении проблем качества. Они утверждали, что только приверженность высшего руководства идее качества способна обеспечить конкурентоспособность организации.

Понадобилось почти 40 лет для осознания потребности в системном подходе к обеспечению качества, основанном на интеграции и координации всех видов деятельности, всех технических и управленческих средств, ибо только такой подход к обеспечению качества способен внушить руководству уверенность в том, что производимая продукция или оказываемые услуги будут соответствовать установленным требованиям. В 1960-1970 гг. появилась концепция жизненного цикла продукции, и деятельность по обеспечению качества стала восприниматься как единое системное целое, начиная от проектирования, разработки и производства продукции, заканчивая ее реализацией, техническим обслуживанием и утилизацией. Возникла тенденция активного сближения методов инженерного обеспечения качества с представлениями общего менеджмента, положившая начало значительному прогрессу в развитии управленческой культуры предприятия. С понимания роли системного подхода к обеспечению качества продукции началось движение навстречу друг другу общего менеджмента и менеджмента качества. Крупные предприятия стали создавать внутренние системы обеспечения качества.

Для Цитирования:
Полховская Т.М., Международная стандартизация систем менеджмента качества: история, современное состояние и ближайшее будущее. Управление качеством. 2015;5.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: