В настоящее время международная промышленная кооперация (МПК) становится все более значимой, особенно в сферах машиностроения, авиационного производства, тракторостроения, электротехники (особенно бытовых приборов), электроники, бытовой химии и т.п.
Международная кооперация позволяет, уменьшая издержки, достигать общественно полезного результата. Такая совместная и скоординированная деятельность может осуществляться в различных формах. Среди них можно выделить торговую кооперацию, подразумевающую скоординированный экспорт-импорт сырья, материалов, деталей; финансовую, основанную на финансовой взаимопомощи; научно-техническую, возникающую при реализации крупных проектов; управленческую, связанную с организацией управления; производственную (промышленную), охватывающую совместное производство товаров и услуг [3, с. 58–59].
Под международной промышленной кооперацией понимается объединение самостоятельных производителей разных стран, проводящее на договорной основе совместную деятельность, создавая отдельные виды продукции, имеющее адресное назначение, а также составляющее элементы конечной продукции. Определение промышленной кооперации варьируется в различных источниках, это можно объяснить специфичностью данного понятия, представляющего собой переплетение сложных международных связей. В узком смысле такая кооперация покрывает только непосредственный производственный процесс, в широком — включает в себя и управленческие, и научнотехнические, и иные связи.
Среди особенностей международной производственной кооперации можно выделить три главные составляющие:
1) долгий срок взаимоотношений между партнерами-кооперантами, а также стабильность отношений;
2) существование определенной программы производства с применением единых качественных стандартов, учет объема, ассортимента и поставок;
3) тесная связь между деятельностью во внешней экономике (например, внешняя торговля, т. е. вид экономического сотрудничества между странами, состоящий из оплачиваемого ввоза и оплачиваемого вывоза товаров и услуг [2, с. 417]), между кооперантами и международным инвестиционным сотрудничеством.
Стоит отметить, что благодаря внешней торговле происходит более эффективное использование и внутренних ресурсов, и ресурсов других стран для наиболее полного удовлетворения безграничных потребностей населения как внутри страны, так и за рубежом. Кроме того, изменение разницы между экспортом и импортом может значительно повлиять на уровни производства внутри страны и на доходы.
Основу торговли между странами составляет международное разделение труда, благодаря которому страны могут развивать специализацию, увеличивать производительность собственных ресурсов и тем самым увеличивать общий объем производства. Можно выделить два метода осуществления промышленной кооперации. Первый, при котором кооперанты, реализуя новый проект, ограничиваются взаимными поставками сырья и комплектующих изделий. Второй, при котором создаются совместные предприятия. Под совместным предприятием понимают такое предприятие, которое представляет собой международную фирму, создающуюся несколькими национальными предприятиями с целью максимально возможного использования потенциала каждой стороны, а также для увеличения полезного экономического эффекта. Помимо совместного производства на них осуществляется совместное управление и пропорциональное распределение доходов и рисков согласно доле партнеров [3, с. 63].
В апреле 2019 г. в рамках официального визита в Россию президента Казахстана Касым-Жомарта Токаева был подписан документ о производственной кооперации. Также в мероприятии принял участие министр промышленности и торговли Российской Федерации Денис Мантуров. На встрече было произведено подписание Программы совместных действий в области казахстанскороссийской производственной кооперации. Обе стороны указали на то, что являются друг у друга ключевыми экономическими партнерами. В.В. Путин отметил устойчивый рост, произошедший благодаря двустороннему товарообороту: в 2018 г. произошло увеличение на 4,5 %, тем самым превысив значение в 18 миллиардов долларов [6].
Программа указывает на актуальные направления взаимодействия Российской Федерации и Республики Казахстан по вопросам развития межрегионального и приграничного сотрудничества и определяет приоритетные сферы сотрудничества субъектов России и административно-территориальных образований Казахстана, в том числе для осуществления системной поддержки на государственном, региональном и местном уровнях.
В качестве приоритетных направлений Программы выделяют:
1) повышение качества нормативно-правовой базы осуществления межрегионального и приграничного сотрудничества Российской Федерации и Республики Казахстан;
2) оказание поддержки на всех уровнях осуществления совместных проектов в стратегически важных сферах сотрудничества административно-территориальных образований РФ и Республики Казахстан;
3) оказание содействия в сооружении совместных конкурентоспособных предприятий, в том числе по выпуску наукоемкой, инновационной продукции;
4) содействие росту объема экспорта продукции, произведенной на совместных предприятиях, в другие страны;
5) совершенствование взаимодействия стран по вопросам осуществления межрегионального и приграничного сотрудничества и реализации проектов;
6) эффективное взаимодействие в области занятости и трудовой миграции, территориального планирования, науки и образования, культуры, межнациональной политики и в других сферах;
7) содействие развитию малого и среднего бизнеса и другое [5].
Ключевыми сферами сотрудничества субъектов Российской Федерации и административно-территориальных образований Республики Казахстан представляются: торговоэкономическая сфера; промышленность; строительство, архитектура, жилищно-коммунальное хозяйство и благоустройство; сельское хозяйство; наука и образование; здравоохранение и социальная политика; информационные технологии и связь; охрана окружающей среды; культура; транспорт; туризм, спорт и молодежная политика и другие.
Общая сумма инвестиций, которые предусмотрены программой — 1–2 миллиарда долларов. По данным Министерства национальной экономики, в 2018 г. приход инвестиций из России увеличился на 34%, а число совместных предприятий Республики Казахстан и Российской Федерации увеличилось на 63% за 3 года [4].
Таким образом, ссылаясь на приведенное сотрудничество Казахстана и России, сложно понять, насколько корректно называть производственную кооперацию лишь сотрудничеством в отношении самого производственного процесса, поскольку совместное строительство предприятий, как и в случае России и Казахстана, не является единственным каналом связи. Строительство даже одного завода подразумевает появление новых рабочих мест, а соответственно вызывает необходимость регуляции трудовой миграции. Кроме того, крупные предприятия (в том числе созданные как результат договоров о международном сотрудничестве) нередко становятся градообразующими. Это означает, что на таком предприятии занято более 25% работающего населения города, отметим, что именно за счет внутренней миграции и трудовой миграции чаще всего и формируется население таких городов [1]. Как известно, Казахстан является страной, в которой очень большое количество моногородов, практически каждый третий город Республики Казахстан — это город с монопрофильной экономикой и градообразующим предприятием. Соответственно, подобное сотрудничество стран создает необходимость обеспечивать такие города учреждениями медицинской помощи, образовательными организациями, местами проведения досуга.
Однако заметим, что у моногородов есть существенный минус: они крайне уязвимы для проблем в случае упадка города из-за закрытия градообразующего предприятия. Именно поэтому государству заблаговременно необходимо оценить возможность существования подобных рисков.
Мы отметили, что создание совместных предприятий будет крайне выгодно странам, экономика которых не обладает любыми из необходимых для данного производства ресурсов. Тем самым, преследуя свои собственные выгоды, обе страны предоставляют рабочие места населению и обеспечивают рост национальной экономики.