По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 336

Международная практика управления человеческими ресурсами

С. В. Кирюшкин ФГАОУ ВО «Российский университет дружбы народов имени Патриса Лумумбы», г. Москва, Е-mail: 1132223102@pfur.ru
С. С. Муртузалиев ФГАОУ ВО «Российский университет дружбы народов имени Патриса Лумумбы», г. Москва, Е-mail: 1142240071@pfur.ru

Человеческие ресурсы превращаются в неоспоримую доминанту, которая в состоянии обеспечить рост экономики в будущем, так как обладает мощным потенциалом, который создается и развивается в условиях различных внешних факторов, в том числе инновационного и цифрового характера. В статье анализируются подходы управления человеческими ресурсами с использованием цифровых технологий.

Литература:

1. Березина, Ю. А. ПАО «Сбербанк»: история развития, анализ эффективности стратегии развития, финансовых показателей, внутренней и внешней среды // Интеграция наук. — 2022. — № 2 (25). — С. 22–27.

2. «ВымпелКом» тестирует автоматизированный подбор сотрудников [Электронный ресурс]. — URL: https://rspectr.com/novosti/vympelkompodbor-sotrudnikov (дата обращения: 28.09.2024).

3. Шу, Г., Андерл, Р., Гауземайер, Ю., тен Хомпель, М., Вальстер, В. и др. Индекс зрелости Индустрии 4.0. Управление цифровым преобразованием компаний, Аcatech [Электронный ресурс]. — URL: https://www.acatech.de/wp-content/uploads/2018/03/ acatech_STUDIE_rus_Maturity_Index_WEB.pdf (дата обращения: 21.09.2024).

4. Давидьян, Ю. И. Стратегическое управление в ПАО «Сбербанк» // Молодой ученый. — 2022. — № 21-1 (155). — С. 70–73.

5. Дарижапов, Б. Д. Обзор зарубежных моделей управления персоналом // Известия БГУ. — 2022. — № 1. — С. 91–98.

6. ЕФО — Burning Glass. Большие данные в контексте аналитики рынка труда [Электронный ресурс]. — URL: https://www.etf.europa.eu/sites/default/ files/202106/d2_ru_case_study_big_data_for_career_progression_d_ miskulin_etf_training_bd_lmi.pdf (дата обращения: 18.09.2024).

7. Климов, И. С. Аспекты формирования стратегии развития предприятия на примере ПАО СБЕРБАНК // Столыпинский вестник. — 2022. — № 9. — С. 223–229.

8. Макеев, В. А. Национальные особенности управления человеческими ресурсами // Власть. — 2021. — № 8. — С. 74–82.

9. Пацукевич, В. Ю. Особенности японского подхода к управлению человеческими ресурсами // Евразийский cоюз ученых. — 2021. — № 11-4 (20). — С. 101–107.

10. «Технологии — это ничто. Важно верить в людей», — Стив Джобс [Электронный ресурс]. — URL: https://ru.startup.network/news/tekhnologiieto-nichto-vazhno-verit-v-lyudey.html (дата обращения: 21.09.2024).

11. Чжан, Либинь. Особенности управления человеческими ресурсами в китайских компаниях // Информация — коммуникация — общество. — 2020. — № 4. — С. 115–123.

12. Шапиро, С. А. Инновационные подходы к процессу управления персоналом организации: монография. — М.: РХТУ им Д. И. Менделеева, 2023. — 152 с.

13. Цифровое производство: методы, экосистемы, технологии [Электронный ресурс]. — URL: https://www.skolkovo.ru/news/cifrovoe-proizvodstvometody-ekosistemy-tehnologii/ (дата обращения: 21.09.2024).

14. Weinberg, R. B., Mathis, R. L., Cherrington, D. C. Human Resource Certification Institute Certification Study Guide. — Alexandria, VA: Human Resource Certification Institute, 2018. — P. 23.

1. Berezina, Yu. A. PAO Sberbank: history of development, analysis of the effectiveness of the development strategy, financial indicators, internal and external environment // Integration of sciences. 2022, No. 2 (25), рр. 22–27.

2. VimpelCom is testing automated employee selection. Available at: https:// rspectr.com/novosti/vympelkom-podbor-sotrudnikov (accessed: 28.09.2024).

3. Gunther Schuh, Rainer Anderl, Jurgen Gausemeyer, Michael ten Hompel, Wolfgang Walster et al. Maturity Index of Industry 4.0 Managing the digital transformation of companies, Acatech. Available at: https://www.acatech.de/wp-content/ uploads/2018/03/acatech_STUDIE_rus_Maturity_Index_WEB.pdf (accessed: 21.09.2024).

4. Davidyan, Yu. I. Strategic management in Sberbank PJSC. Young scientist. 2022, No. 21-1 (155), pp. 70–73.

5. Darizhapov, B. D. Review of foreign models of personnel management. Bulletin of BSU. 2022, No. 1, pp. 91–98.

6. EFO — Burning Glass. Big data in the context of labor market analytics. Available at: https://www.etf.europa.eu/sites/default/files/202106/d2_ru_case_study_big_data_ for_career_progression_d_miskulin_etf_training_bd_lmi.pdf (accessed: 18.09.2024).

7. Klimov, I. S. Aspects of formation of enterprise development strategy on the example of PJSC SBERBANK. Stolypinsky Vestnik. 2022, No. 9, pp. 223–229.

8. Makeev, V. A. National features of human resource management. Power. 2021, No. 8, pp. 74–82.

9. Patsukevich, V. Yu. Features of the Japanese approach to human resource management. Eurasian Union of Scientists. 2021, No. 11-4 (20), pp. 101–107.

10. Technology is nothing. It is important to believe in people — Steve Jobs. Available at: https://ru.startup.network/news/tekhnologii-eto-nichto-vazhno-verit-v-lyudey.html (accessed: 21.09.2024).

11. Zhang, Libin. Features of human resource management in Chinese companies. Information-communication-society. 2020, No. 4, рр. 115–123.

12. Shapiro, S. A. Innovative approaches to the process of personnel management of the organization: Monograph. M.: Mendeleyev University of Chemical Technology of Russia, 2023, 152 p.

13. Digital production: methods, ecosystems, technologies. Available at: https://www.skolkovo.ru/news/cifrovoe-proizvodstvo-metody-ekosistemy-tehnologii/ (accessed: 21.09.2024).

14. Weinberg, R. B., Mathis, R. L., Cherrington, D. C. Human Resource Certification Institute Certification Study Guide. Alexandria, VA: Human Resource Certification Institute, 2018, р. 23.

Дата поступления рукописи в редакцию: 10.10.2024.

Дата принятия рукописи в печать: 12.10.2024.

В мировой практике принято выделять две основные школы менеджмента — американскую и японскую. Они выступают в качестве эталона для развития управления человеческими ресурсами в других странах с учетом их специфики [14].

Американская система управления человеческими ресурсами. В основе американской системы управления человеческими ресурсами лежит принцип индивидуализма [5]. Также важной составляющей американских компаний являются программы гуманизации и обогащения труда. Цель данных программ заключается в освобождении от монотонности и бессодержательности труда и переходу к работе, соответствующей требованиям высокоразвитой личности [4].

Японская система управления человеческими ресурсами. Одной из весьма эффективных систем управления человеческими ресурсами во всем мире признана японская модель, или, как ее еще называют, менеджмент с человеческим лицом. Самая важная задача для них — установить нормальные отношения с работниками, создать отношение к корпорации как к родной семье, сформировать понимание того, что и рабочие, и менеджеры работают в одной семье и для одной семьи [9]. Японский опыт менеджмента в промышленности очень гибок, новые технологии, пусть даже из-за рубежа, в силу различных причин не нашедшие применения на родине, успешно внедрены в японское производство.

Также представляет большой интерес опыт в сфере управления человеческими ресурсами китайских компаний.

В начале 1980-х гг. в Китае в производственной среде промышленных предприятий образовался так называемый моральный дефицит эффективного управления. Возникли следующие вопросы: как управлять предприятием, как эффективно спланировать, организовать и контролировать работу компании, включая тонкости отношений между сотрудниками, работу с клиентами и партнерами, а также формирование определенноого отношения работников к своей компании. После изучения современного управленческого опыта и ведущих управленческих практик топ-менеджментом компании Haier было осознано, что в первую очередь необходимо сформулировать, а затем и сформировать на предприятиях компании свою систему управления человеческими ресурсами, точнее сформировать у сотрудников нужные ценностные ориентиры компании, что обеспечит в дальнейшем решение всех остальных вопросов. Был предложен и внедрен свой комплексный метод управления OEC: О — значит всеобщее; Е — каждый день, каждый человек, каждое дело; С — контроль и очистка. Суть этого метода — улучшение процесса посредством ежедневного контроля за работой каждого человека с последующими предложениями по оптимизации его деятельности. Внедрение системы позволило предприятию генерировать в среднем одно предложение по улучшению на человека в неделю. Каждый сотрудник организации обслуживает какой-либо процесс и вносит в него свой вклад. Верно обратное: каждый процесс должен иметь конкретного хозяина, отвечающего за эффективность этого процесса [11].

Для Цитирования:
С. В. Кирюшкин, С. С. Муртузалиев, Международная практика управления человеческими ресурсами. Валютное регулирование. Валютный контроль. 2024;11.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: