Актуальность исследования рассматриваемых в статье проблем обусловлена тем, что анализ опыта зарубежных стран позволяет эффективнее развивать и совершенствовать национальную систему таможенного администрирования. Проведенное исследование подтверждает наличие множества примеров успешной реализации Концепции таможенного администрирования в сфере таможенных услуг.
Развитие экономики любого государства тесно связано с понятием «услуга». В большинстве научных работ приводятся авторские интерпретации и определение данного понятия, что свидетельствует о существовании множества порой диаметрально противоположных трактовок одного и того же термина. Такое явление характерно и для понятий, состоявших из словосочетаний, включающих слово «услуга», в частности «таможенная услуга».
Как и любая структура, система таможенных услуг в России имеет постоянную тенденцию к развитию. На современном этапе новый вектор ее совершенствования связан с внедрением инструментария цифровизации. Новое направление повлекло за собой разработку и внедрение инновационных технологий в целях контроля и регулирования потоков товаров, транспорта, услуг, создаваемых и перемещаемых через таможенные границы государств и союзов в области цифровой экономики.
Основа формирования и развития Концепции таможенного администрирования в сфере таможенных услуг наблюдается в Соединенных Штатах Америки и представляет собой Международную торговую систему данных (далее — МТСД). Данная система представляет собой конструкцию автоматизированной коммерческой среды между таможенной и пограничной службами. Основная задача МТСД заключается в сборе и накоплении информации о транзакциях по перемещаемым через границу товарам, а также ее обработка и внесение в электронную базу данных, к которой участники внешнеэкономической деятельности (далее — ВЭД) имеют доступ.
Государственное управление с помощью электронной базы данных является глобальной и растущей тенденцией, поддерживаемой сильной государственной политикой, основанной на технологиях открытых данных, искусственного интеллекта и принятия управленческих решений с помощью алгоритмов. Несмотря на данную тенденцию и множество технических достижений, таможенные органы сталкиваются с многочисленными препятствиями при внедрении перспективной технологии обработки и использования информации.