По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Международная информационная безопасность: деятельность российской дипломатии в ООН

Н. П. Ромашкина руководитель Группы проблем информационной безопасности ЦМБ ИМЭМО имени Е. М. Примакова РАН, кандидат политических наук. E-mail: Romachkinan@yandex.ru

В 2017 г. в Нью-Йорке завершила свою работу Группа правительственных экспертов ООН по достижениям в сфере информатизации и телекоммуникации в контексте международной безопасности (ГПЭ) пятого созыва. Предполагалось, что, как и ранее в 2010, 2013 и 2015 гг., в ходе последнего заседания ГПЭ будет принят итоговый доклад. Однако достичь консенсуса не удалось, работа Группы завершилась без результирующего документа. Причина — принципиальные политические разногласия сторон во главе с США и РФ в отношении подходов к будущему международной информационной безопасности (МИБ) и принципов ее регулирования. История вопроса, актуальные проблемы и перспективы российской дипломатии в процессе обеспечения МИБ представлены в статье.

Литература:

1. Доклад Группы правительственных экспертов по достижениям в сфере информатизации и телекоммуникаций в контексте международной безопасности. 70-я сессия. Пункт 30, а) Организация Объединенных Наций. URL: http://www.un.org / ga / search / view_ doc.asp?symbol=A / 70 / 174&referer= / english / &Lang=R.

2. Основы государственной политики Российской Федерации в области международной информационной безопасности на период до 2020 года / Совет Безопасности Российской Федерации. http://www.scrf.gov.ru / documents / 6 / 114.html.

3. Проблемы информационной безопасности в международных военно-политических отношениях / Под ред. А. В. Загорского, Н. П. Ромашкиной. — М.: ИМЭМО РАН, 2016. — 183 с. URL: https://www.imemo.ru / fi les / File / ru / publ / 2016 / 2016_037.pdf.

4. Резолюция, принятая Генеральной Ассамблеей 29 ноября 2001 г. [по Докладу Первого комитета (A / 56 / 533)] 56 / 19. Достижения в сфере информатизации и телекоммуникаций в контексте международной безопасности. Организация Объединенных Наций. URL: https://documents-dds-ny.un.org / doc / UND OC / GEN / N01 / 476 / 30 / PDF / N0147630.pdf?OpenElement.

5. Резолюция, принятая Генеральной Ассамблеей 8 декабря 2003 г. [по Докладу Первого комитета (А / 58 / 457)] 58 / 32. Достижения в сфере информатизации и телекоммуникаций в контексте международной безопасности. Организация Объединенных Наций. URL: https://documents-dds-ny.un.org / doc / UND OC / GEN / N03 / 454 / 85 / PDF / N0345485.pdf?OpenElement.

6. Список проектов предложений. Достижения в сфере информатизации и телекоммуникаций в контексте международной безопасности. Генеральная Ассамблея. A / C.1 / 72 / L.44. Организация Объединенных Наций. URL: http://undocs.org / ru / A / C.1 / 72 / L.44.

Международная информационная безопасность (МИБ) — такое состояние глобального информационного пространства, при котором исключены возможности нарушения прав личности, общества и прав государства в информационной сфере, а также деструктивного и противоправного воздействия на элементы национальной критической информационной инфраструктуры [2].

Под системой международной информационной безопасности, необходимой для оказания противодействия угрозам стратегической стабильности и обеспечения равноправного стратегического партнерства в глобальном информационном пространстве, понимается совокупность международных и национальных институтов, призванных регулировать деятельность различных субъектов глобального информационного пространства [3, 13].

В 2018 г. исполняется 20 лет с того времени, когда проблема обеспечения международной информационной безопасности стоит по инициативе России на повестке дня ООН. 23 сентября 1998 г. в адрес генерального секретаря ООН было направлено специальное послание министра иностранных дел России по проблеме МИБ, в котором указывалось на необходимость предотвращения появления принципиально новой — информационной — сферы конфронтации и развязывания конфликтов. В приложенном к письму проекте резолюции «Достижения в сфере информатизации и телекоммуникаций в контексте международной безопасности», внесенном Россией на рассмотрение Первого комитета Генеральной Ассамблеи ООН, были сформулированы ключевые цели, которые российская дипломатия продолжает решать и сегодня. Эта инициатива получила практическую реализацию в резолюции ГА ООН 53 / 70, которая была принята без голосования 4 декабря 1998 г. Однако в окончательно принятой резолюции не было прямых ссылок на использование ИКТ в военных целях, конкретных определений понятий, упоминания о необходимости разработки режима запрещения создания и применения информационного оружия, а также положения о сопоставимости воздействия информационного оружия и оружия массового уничтожения, которые предлагались в российском проекте резолюции. Понятно, что такие эффективные механизмы не выгодны тем акторам, которые считают себя лидерами в создании и применении наступательных противоправных, вредоносных информационных технологий и не желают никаких ограничений для дальнейшего сохранения своего доминирования. По заявлениям представителей РФ, наибольшее противодействие принятию первоначального проекта оказали представители США. Но бесспорным достижением является тот факт, что после принятия этой резолюции Россия выносит документ с таким названием на рассмотрение ГА ООН каждый год. Коспонсорство документа приобрело подлинно глобальный характер и охватило уже 80 стран мира.

Для Цитирования:
Н. П. Ромашкина, Международная информационная безопасность: деятельность российской дипломатии в ООН. Дипломатическая служба. 2018;5.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: