По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Международная аккредитация российских университетов

Г.Н. Мотова заместитель директора Национального центра профессионально-общественной аккредитации, д-р пед.наук, г. Йошкар-Ола, e-mail: g.motova@ncpa.ru
П.А. Коротков начальник отдела аккредитации Национального центра профессионально-общественной аккредитации, канд.экон. наук, г. Йошкар-Ола, e-mail: accred@mail.ru
О.А. Матвеева заместитель начальника отдела аккредитации Национального центра профессионально-общественной аккредитации, канд. пед. наук, г. Йошкар-Ола, e-mail: accred@mail.ru

В статье рассматриваются нормативно-правовые основания международной аккредитации в системе высшего образования России, а также европейские инициативы по согласованию принципов, стандартов и процедур гарантии качества образования. Авторами сформулировано определение международной аккредитации, принципы формирования европейской и национальной структуры гарантии качества, выявлены ограничения и перспективы развития процедуры международной аккредитации образовательных программ российских вузов. Приводится статистика процедур международной аккредитации и обобщённые рекомендации экспертов.

Литература:

1. Мотова, Г.Н. Двойные стандарты гарантии качества образования: Россия в Болонском процессе. — Высшее образование в России, 2018. —№ 11. С. 9–21. — Текст : непосредственный.

2. Российская Федерация. Законы. Об образовании в Российской Федерации : Федеральный закон № 273-ФЗ : [принят Государственной Думой 21 декабря 2012 года : одобрен Советом Федераций 26 декабря 2012 года; ред. 29 декабря 2012 г.]. — Российская газета, 31 декабря 2012 г., федеральный выпуск № 5976. — Текст : непосредственный.

3. Российская Федерация. Указы. О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки : Указ Президента РФ от 7 мая 2012 г. № 599. — URL: https://base.garant. ru/70170946/. — Текст : электронный.

4. Паспорт приоритетного проекта «Развитие экспортного потенциала российской системы образования : утверждён Президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и приоритетным проектам, протокол от 13 мая 2017 г. № 6. — URL: https://legalacts.ru/doc/pasport-prioritetnogoproekta-razvitie-eksportnogo-potentsiala-rossiiskoisistemy-obrazovanija/. — Текст : электронный.

5. Национальный проект «Образование». — URL: https://strategy24.ru/rf/education/projects/ natsionalnyy-proekt-obrazovanie. — Текст : электронный.

6. Стандарты. Федеральный образовательный стандарт высшего образования — бакалавриат по направлению подготовки 01.03.01 Математика. — URL: http://fgosvo.ru/uploadfi les/FGOS%20VO%20 3++/Bak/010301_B_3_16022018.pdf. — Текст : электронный.

7. Программа развития Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Балтийский федеральный университет имени Иммануила Канта» 2011–2020 годы. — URL: https:// www.kantiana.ru/upload/iblock/995/program_bfu. pdf. — Текст : электронный.

8. Мотова, Г.Н. Эволюция системы аккредитации в сфере высшего образования в России / Г.Н. Мотова. — Текст : непосредственный // Высшее образование в России. — 2017. — № 10. — С. 13–25.

9. The European Higher Education Area in 2015: Implementation Report. — URL: http://www.ehea. info/media.ehea.info/file/2015_Yerevan/73/3/2015_ Implementation_report_20.05.2015_613733.pdf. — Текст : электронный.

10. 2015 Yerevan Communiqué. — URL: http:// www.ehea.info/Upload/document/ministerial_ declarations/YerevanCommuniqueFinal_613707. pdf. — Текст : электронный.

11. Мотова, Г.Н. Болонский процесс: 15 лет спустя / Г.Н. Мотова. — Текст : непосредственный // Высшее образование в России. — 2015. — № 11. — С. 53–65.

12. EQAR Strategy 2018–2022 adopted by the 14th General Assembly, April 2018. — URL: http:// www.ehea.info/media.ehea.info/fi le/2018_Paris/45/0/ EQAR_Strategy2018-2022_950450.pdf. — Текст : электронный.

13. 2018 Paris Communiqué. — URL: http:// www.ehea.info/Upload/document/ministerial_ declarations/EHEAParis2018_Communique_ fi nal_952771.pdf. — Текст : электронный.

14. Мотова, Г.Н. Кому достанется флейта? / Г.Н. Мотова. — Текст : непосредственный // Аккредитация в образовании. — 2013. — № 66. — С. 14– 19.

15. Официальный сайт Национального центра профессионально-общественной аккредитации. — URL: https://ncpa.ru/. — Текст : электронный.

16. Официальный сайт базы данных DEQAR Европейского реестра гарантии качества образования. — URL: https:// https://www.eqar.eu/qa-results/ deqar-project/. — Текст : электронный.

17. Наводнов, В.Г., Мотова, Г.Н. Практика аккредитации в системе высшего образования России  / В.Г. Наводнов, Г.Н. Мотова. — Текст : непосредственный // Высшее образование в России. — 2015.  — № 5. — С. 12–20.

В российской системе образования сложилась парадоксальная ситуация. С одной стороны, международная аккредитация образовательных программ как один из признанных, наряду с мировыми рейтингами, инструментов независимой оценки качества образования и повышения узнаваемости образовательных программ и вузов закреплена в стратегических документах развития нашей страны, а с другой — до сих пор не имеет достаточного и чёткого нормативно-правового обоснования.

С одной стороны, правительство и профильное министерство формально поддерживают важность и необходимость международного признания российского образования, а также участия в европейских инициативах по укреплению доверия к качеству высшего образования в странах — участницах Болонского процесса, а с другой, по факту — не поддерживают деятельность и признание российских аккредитационных агентств, проводящих международную аккредитацию [1].

С одной стороны, амбициозные вузы из числа участников Проекта «5–100», федеральных и национальных исследовательских университетов стараются усилить экспортную привлекательность своих программ для студентов-иностранцев, используя прямые рекламные и рекрутинговые методы, повысить позиционирование вуза в мировых рейтингах, что требует далеко не всегда оправданных колоссальных усилий и финансирования, а с другой —недостаточно учитывают потенциал эффективности и результативности международной аккредитации образовательных программ для их продвижения на международном уровне.

Вместе с тем практика международной аккредитации медленно, но всё же расширяется и развивается в системе высшего образования страны.

Закон «Об образовании» 1992 г. содержал всего один пункт в статье о государственной аккредитации, который был посвящён возможности прохождения общественной аккредитации образовательными учреждениями в российских, иностранных и международных организациях. И он не оказал существенного влияния на становление и развитие практики общественной и тем более международной аккредитации в вузах страны, прежде всего по социально-политическим и экономическим причинам — государственная аккредитация была (и остаётся) более востребованной.

Для Цитирования:
Г.Н. Мотова, П.А. Коротков, О.А. Матвеева, Международная аккредитация российских университетов. Ректор ВУЗа. 2020;4.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: