В российской системе образования сложилась парадоксальная ситуация. С одной стороны, международная аккредитация образовательных программ как один из признанных, наряду с мировыми рейтингами, инструментов независимой оценки качества образования и повышения узнаваемости образовательных программ и вузов закреплена в стратегических документах развития нашей страны, а с другой — до сих пор не имеет достаточного и чёткого нормативно-правового обоснования.
С одной стороны, правительство и профильное министерство формально поддерживают важность и необходимость международного признания российского образования, а также участия в европейских инициативах по укреплению доверия к качеству высшего образования в странах — участницах Болонского процесса, а с другой, по факту — не поддерживают деятельность и признание российских аккредитационных агентств, проводящих международную аккредитацию [1].
С одной стороны, амбициозные вузы из числа участников Проекта «5–100», федеральных и национальных исследовательских университетов стараются усилить экспортную привлекательность своих программ для студентов-иностранцев, используя прямые рекламные и рекрутинговые методы, повысить позиционирование вуза в мировых рейтингах, что требует далеко не всегда оправданных колоссальных усилий и финансирования, а с другой —недостаточно учитывают потенциал эффективности и результативности международной аккредитации образовательных программ для их продвижения на международном уровне.
Вместе с тем практика международной аккредитации медленно, но всё же расширяется и развивается в системе высшего образования страны.
Закон «Об образовании» 1992 г. содержал всего один пункт в статье о государственной аккредитации, который был посвящён возможности прохождения общественной аккредитации образовательными учреждениями в российских, иностранных и международных организациях. И он не оказал существенного влияния на становление и развитие практики общественной и тем более международной аккредитации в вузах страны, прежде всего по социально-политическим и экономическим причинам — государственная аккредитация была (и остаётся) более востребованной.