Председатель Иркутского отделения российского социально-экологического союза, канд. биол. наук Виталий Валентинович Рябцев говорит, что в 2018 г. ситуация на Байкале резко ухудшилась. Главная беда заключается в десятикратном сокращении водоохранной зоны (ВЗ) Байкала.
Напомним, в 2018 г. произошла так называемая «корректировка границ водоохранной зоны» Байкала. По сути, ВЗ сократили в 10 раз — до 200 м, исключив из нее территории населенных пунктов.
Между тем, согласно ст. 65 Водного кодекса РФ, водоохранная зона — это территории, на которых действует специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности. Цель ВЗ — защита водоема, предотвращение его загрязнения, засорения, заиления, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира.
По словам В.В. Рябцева, с сокращением ВЗ весной 2018 г. в десять раз сократилась и территория, куда был закрыт доступ добытчикам полезных ископаемых, в том числе широко распространенных, вроде гравия и песка: «Раньше под защитой было 53 тыс. км2 , сейчас осталось чуть более 5 тыс. В том числе из-под защиты была изъята огромная территория Холоднинского месторождения полиметаллических руд (Бурятия). Попытки ввести его в эксплуатацию продолжаются уже порядка 20 лет. Пробные работы проводились, и от них остался ядовитый ручей, до сих пор вытекающий из разработок в реку Холодную. Широкомасштабная разработка приведет к поступлению огромного количества токсических элементов сначала в реку Холодную, а затем и в Байкал. Экологи много лет всеми силами препятствовали разработке этого месторождения. И как раз в 2017 г. защитники добились того, что лицензия на это месторождение была отозвана. А теперь получается, что законодательная охрана, препятствующая разработке этого месторождения, исчезла, и разработчикам можно получать новую лицензию».
Напомним, ЦЭЗ, защищающая озеро, включает в себя Байкал с островами, прилегающие к Байкалу ВЗ и особо охраняемые природные территории.