По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 533.657

Между тучами и морем

Ремнев Н.А. авиационный эксперт журнала «Конструкторское бюро», г. Москва

На нашей планете не счесть мест, имеющих протяженную морскую границу и значительное число внутренних водоемов. Это Канада, северо-восточные штаты США, Австралия, Новая Зеландия, государства Азиатско-Тихоокеанского региона, Латинской Америки, Карибского бассейна, Сибирь и Дальний Восток России. Все эти, а также другие островные территории представляют собой наиболее многообещающий рынок для легких самолетов-амфибий, тем более, что в большинстве вышеперечисленных стран и регионов уже есть опыт использования такой техники. На сегодняшний день в эксплуатации находятся несколько тысяч легких гидросамолетов и самолетов-амфибий.

Гидросамолеты-амфибии могут заполнить нишу между сухопутными самолетами и вертолетами, в частности при перевозке пассажиров и грузов в регионах, где нет аэродромов, но зато много рек и озер. Амфибия, способная взлетать и садиться на воду, может эффективно помогать решать такие задачи, как борьба с контрабандистами и браконьерами, проведение поисково-спасательных операций на море, контроль экологического состояния водной среды, патрулирование лесных массивов и оперативное тушение небольших пожаров.

Неудивительно, что за последние годы в России появилось немало машин подобного класса, разработанных различными конструкторскими коллективами и, как правило, имеющих классические схемы. Особняком в этом ряду стоит созданная в Таганроге амфибия Бе-103.

Проектирование легкого многоцелевого самолета-амфибии Бе-103 началось на Таганрогском авиационном научно-техническом комплексе (ТАНТК) им. Г.М. Бериева в начале 1990-х гг. Проект был инициативным и преследовал две основные цели. Во-первых, отработать гидро- и аэродинамические компоновки сверхтяжелых гидросамолетов со взлетной массой более 500 т, а во-вторых, поскольку уже наступили времена конверсии, создать многоцелевую амфибию для использования на местных линиях страны.

Поскольку Бе-103 должна была стать масштабной летающей моделью, обусловило весьма необычную для машин такого класса аэрогидродинамическую компоновку: цельнометаллический моноплан с низкорасположенным, водоизмещающим и глиссирующим крылом. Подобная схема использовалась еще в проектах тяжелых летающих лодок ЛЛ-600 и А-150, разработанных в ОКБ Г.М. Бериева в 1960-х гг. Концепция водоизмещающего крыла с возможностью глиссирования на трех точках (редан, правая и левая задние кромки центроплана) давала существенный выигрыш в устойчивости движения по воде на взлетнопосадочных режимах и повышении мореходности машины. Низкое расположение крыла относительно лодки, в свою очередь, создавало дополнительную подъемную силу за счет динамической воздушной подушки и снижало лобовое сопротивление благодаря экранному эффекту. Это позволило отказаться от закрылков, упростить и облегчить планер. Но все это были пока только теоретические выкладки и результаты лабораторных исследований на моделях. Требовалось на практике отработать новую концепцию, одновременно получив реальные данные на летающем гидросамолете.

Для Цитирования:
Ремнев Н.А., Между тучами и морем. Конструкторское Бюро. 2016;4.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: