Около ста лет назад мастера авангарда начали создавать коллажи, то есть наклеивать на холст или вводить в объемные конструкции обрывки фотографий, газет, веревок, пуговиц, битого стекла или проволоки. Идея, что искусство может быть сделано из чего угодно, в том числе из самых обыденных вещей, а также абсолютная произвольность, «правила случайности», заменяющие мир устойчивых и необходимых связей миром связей странных и субъективных, — вот то, что в конечном счете определило новаторство их творческого мышления.
За последние годы коллаж, как некая смесь разнородных элементов, своего рода гипертекст, собранный из обрывков других визуальных месседжей, вновь взял на себя решающую роль в пространстве искусства. В настоящий момент коллаж перманентно повышается в своих статусных правах, оставаясь центральным звеном многих арт-практик, у многих актуальных художников, даже когда те экспериментируют с более современными медиа, такими как инсталляция, видео-арт или фотография.
Светлана Еланцева-Суазон — самобытный автор, который привносит популярные образы массовой культуры и нехудожественные приемы в исключительно «художественное» пространство станкового искусства. Она использует яркие, открытые цвета и широко известные сюжеты, чтобы сперва захватить, пленить сознание зрителя, а затем вовлечь его в обсуждение актуальных проблем и бытийных вопросов. Открыв для себя неограниченные возможности пластического языка современного коллажа, Светлана демонстрирует поразительную творческую свободу. Ее обманчиво простые работы дают острый культурный комментарий по многим вопросам человеческой истории и современного общества. Светлана убеждена, что процесс визуализации серьезной проблематики может быть забавным или, по крайней мере, живым, когда его транслируют через разнообразные изображения или их фрагменты, скомпонованные на одной плоскости.
В отличие от более абстрактных и концептуальных подходов contemporary art, произведения Еланцевой-Суазон тяготеют к многолинейному нарративу. Коллаж понимается художницей максимально широко, поэтому она работает со смешанными материалами, включающими графику, живопись и фотографию. Светлана буквально очарована их образным потенциалом. Безусловно, любой из этих медиумов может претендовать на то, чтобы верифицировать реальность, однако каждый в итоге предлагает лишь частичное или неполное представление об объекте. Смешанная техника побуждает к размышлению о том, как фотоизображения кажутся частью реальной жизни, подобно таинственным призракам прошлого, преследующим наше сознание. Творческое видение художницы — это своего рода преобразование, конвертация «реального» в «воображаемое» и обратно. Каждый коллаж Светланы воспринимается как акт визуального сжатия, в котором фотографии, рисунки и живописные этюды сливаются в законченное произведение искусства.