По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 625.42

Метрополитен Москвы: прогноз аварийности на 2019 год (на основе теории хаоса)

А. А. Кочетков сотрудник Финансового университета при Правительстве РФ, Москва, e-mail: AKochetkov@fa.ru

В статье приводится прогноз аварийности Московского метрополитена на 2019 г., построенный на основе теории хаоса. Определена методика для построения модели, описывающая динамику сбоев на основе анализа статистики прошлых лет. В основе модели для прогнозирования — экспоненциальное логистическое отображение, которое позволяет определить периодичность закономерно повторяющихся промежутков времени между сбоями метро, приходящихся на соответствующие даты календарного месяца. В рамках модели теории хаоса сделан общий прогноз аварийной динамики московской подземки на полный 2019 г. Также приведен отдельный прогноз по аварийной динамике в разрезе линий метро на апрель — июнь 2019 г.

Литература:

1. Данилов Ю. А. Лекции по нелинейной динамике. — М.: Постмаркет, 2001. — 184 с.

2. Малинецкий Г.Г., Потапов А. Б. Современные проблемы нелинейной динамики. — М.: Эдиториал УРСС, 2000. — 326 с.

3. Думачев В. Н., Родин В. А. Эволюция антагонистически взаимодействующих популяций на базе двумерной модели Ферхюльста — Пирла (рус.). — Math-Net.ru, 2005. — Т. 17. — Вып. 7. — С. 11–22.

4. Митина О. В. Использование модели логистического уравнения для изучения динамических процессов в психологии и науках о жизни [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http:// psyjournals.ru/files/66741/modelirovanie_2013_1_mitina.pdf (дата обращения 14.12.2018).

5. Табор М. Хаос и интегрируемость в нелинейной динамике. — М.: Эдиториал УРСС, 2001. — 318 с.

6. Лоскутов А. Ю. Очарование хаоса (рус.) // УФН. — 2010. — Т. 180. — С. 1305–1329.

7. Ахромеева Т. С., Курдюмов С. П., Малинецкий Г.Г., Самарский А. А. Нестационарные структуры и диффузионный хаос. — М.: Наука, 1992.

8. Заславский Г. М. Физика хаоса в гамильтоновых системах. — М.: Институт компьютерных исследований, 2004. — 288 с.

9. МухинР. Р. Очерки по истории динамического хаоса: Исследования в СССР в 1950–1980-е гг. — 2-е изд. — М.: УРСС, 2012. — 320 с.

10. Кузнецов С. П. Динамический хаос [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http:// spkurdyumov.ru/education/dinamicheskij-xaos/ (дата обращения 01.03.2019).

11. Трефил Д. Детерминистический хаос [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https:// elementy.ru/trefil/21125/Deterministicheskiy_khaos (дата обращения 01.03.2019).

12. Шустер Г. Детерминированный хаос: введение [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://zenodo.org/record/12821/.../shuster_g_determinirovannyi_haos_vvedenie.pdf.

13. Хаген Г. Информация и самоорганизация. Макроскопический подход к сложным явлениям: пер. с англ. — М.: Мир, 1991.

14. Vallacher R. R. Read S. J., Nowak A. The Dynamical perspective in personality and social psychology // Personality and Social Psychology Review. — 2002. — №6. — Р. 264–273.

15. Li T., Yorke J. Period three implies chaos // The American Mathematical Monthly. — 1975. — Vol. 82, №10 (Dec.). — Р. 985–992.

Начало 2019 г. отмечено относительно невысоким уровнем происшествий в московском метро. Действительно, январь явился спокойным месяцем с достаточно низкой аварийностью на всех линиях, не превышающей три сбоя за месяц (табл. 1). В сущности, это тенденция была в определенной степени предсказуемой. Новогодние каникулы, длившиеся почти две недели, позволили немного разгрузить подземку в плане нагрузки пассажиропотока. В конце декабря 2018 г. многие горожане усиленно покидали город и возвращались лишь к 10-му или даже к 14-му числу января.

В феврале 2019-го аварийность увеличилась, так как экономически активное население уже возвратилось с каникул в Москву и возобновило работу в офисах; в свою очередь учащиеся вузов и колледжей приступили к занятиям с 6–7 февраля.

Точную приведенную динамику сбоев можно проследить в табл. 1.

Из данных табл. 1 легко увидеть, что в феврале на Люблино-Дмитровской линии произошло пять сбоев. Это на два сбоя больше, чем обычное среднемесячное значение для этой линии. Причиной тому стал человеческий фактор. Несколько раз имел место суицид1 .

В 2018 году на Люблино-Дмитровской линии число сбоев в месяц не превышало цифру 3. Остается надеяться, что это тенденция по увеличению среднемесячного количества сбоев не закрепится окончательно за «салатовой веткой».

Далее обратим внимание на «вечно загруженную» Таганско-Краснопресненскую линию. К сожалению, придется отметить, что сбои на «фиолетовой ветке» все еще далеки от снижения, и их общее число в феврале составило цифру 6. В прошлом, 2018 г. аварийная динамика сбоев на Таганской линии колебалась от 4 и до 12 за месяц2 . Тем не менее для февраля шесть сбоев на «фиолетовой ветке» представляются количеством, достаточно внушительным и заставляющим задуматься о принятии необходимых мер для ис правления ситуации. Такими мерами могут быть: плановый ремонт отдельных участков линий (в ночное время), отдельное закрытие станций, замена кабелей и семафоров и т. д.

Для Цитирования:
А. А. Кочетков, Метрополитен Москвы: прогноз аварийности на 2019 год (на основе теории хаоса). Безопасность и охрана труда на железнодорожном транспорте. 2019;2.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: