По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 625.42

Метрополитен Москвы: итоги работы за январь–апрель 2021 года и прогноз сбоев на май–июнь 2021 года

А. А. Кочетков заведующий учебной лабораторией базовой кафедры «Экономика интеллектуальной собственности» Финансового университета при Правительстве Российской Федерации, г. Москва, e-mail: AKochetkov@fa.ru

В статье представлен статистический анализ динамики сбоев московского метро в январе–апреле 2021 года. Отражены сезонные факторы, оказывающие влияние на аварийную динамику московского метро, в частности отмечено влияние коронавируса на пассажиропоток. Представлен прогноз аварийной динамики Московского метрополитена на май–июнь 2021 год. На основе математической модели приведен общий прогноз аварийной динамики (в разрезе линий) на первое полугодие 2021 года.

Литература:

1. Московский метрополитен [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://mosmetro.ru/ (дата обращения 30.04.2021).

2. Мир метро [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.mirmetro.net/moscow (дата обращения 30.04.2021).

3. Метро [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://synapsenet.ru/searchorganization/ organization/1027700096280-gup-moskovskij-metropoliten (дата обращения 28.04.2021).

4. Махмутов К.М. Устройства интервального регулирования движения поездов на метрополитене. — М.: Транспорт, 1986.

5. Схема путевого развития Московского метрополитена [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://trackmap.ru/img/trackmap.gif (дата обращения 16.03.2021).

6. История Московского метрополитена [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https:// moscowchronology.ru/metro.html (Дата обращения: 17.03.2021).

7. Электроснабжение метрополитенов. Устройство, эксплуатация и проектирование / Под ред. Е.И. Быкова. — М.: Транспорт, 1977.

8. Правила технической эксплуатации метрополитенов РФ [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http: wikinashtransport.ru/wiki/Правила_технической_эксплуатации_метрополитенов_РФ (Дата обращения 15.03.2021).

9. ГУП «Московский метрополитен» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https:// investmoscow.ru/city-projects/planned-investment- projects/транспорт/тпу/гуп-московскийметрополитен/ (дата обращения 10.03.2021).

10. Модель Московского метро в 3D [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://varf.ru/ metro3d/?p=-90&t=45&d=41.05255888325765 (Дата обращения 16.03.2021).

11. Электровагоны типа А [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://vagon.metro.ru/ passenger/a.html (Дата обращения 14.03.2021).

Январь 2021 года характеризовался достаточно предсказуемым «затишьем» по числу сбоев, которые укладываются в рамки среднемесячных значений1 (табл. 1). Исключение составила только одна ветка — Люблино-Дмитровская — 2 сбоя за месяц. На Калужско-Рижской, Сокольнической и Таганско-Краснопресненской зарегистрировано по одному сбою за январь.

В феврале 2021 года с учетом выхода экономически активного населения на работу увеличивается нагрузка на линии и возрастает аварийная динамика: Калужско-Рижская и Таганско-Красноспресненская линии дают 3 сбоя в месяц, Замоскворецкая, Серпуховско-Тимирязевская, ЛюблиноДмитровская линии — 2 сбоя.

Тревожной тенденцией становится увеличение количества сбоев на Калужско-Рижской линии, которая по своим месячным значениям подтягивается к проблемной «фиолетовой» ветке. Возможно, это частично связано с закрытием еще в августе 2020 года станции «Рижская» и работами на БКЛ, а также переходом на измененный график движения поездов, в соответствии с которым поезд проезжает без остановки одну станцию.

В марте 2021 года ситуация на Калужско-Рижской линии меняется в лучшую сторону — отмечен только 1 сбой. Зато возрастает аварийная динамика на Арбатско-Покровской линии — 2 инцидента за месяц. На СерпуховскоТимирязевской линии в марте также зарегистрировано 2 сбоя.

Однако в апреле 2021 года ситуация на Калужско-Рижской линии опять ухудшается и число сбоев вновь равняется 3-м, как и в феврале месяце. Это свидетельствует о накопленных технических нерешенных проблемах в предыдущие месяцы и о том, что необходимо проводить ряд внеплановых проверок тоннелей и инфраструктуры. Зато ТаганскоКраснопресненская ветка демонстрирует позитивное улучшение — 1 сбой за апрель 2021 года. Также в апреле 2021 года Замоскворецкая линия отмечена всего 2-мя инцидентами.

Общий вывод: «проблемные» ветки метро по-прежнему функционируют на пределе своих возможностей и зачастую не всегда справляются с наплывом пассажиропотока даже с учетом его относительного снижения из-за коронавирусной инфекции и переводом работников на дистанционную работу. В связи с частичной отменой антиковидных ограничений московское метро неизменно остается основным и единственным оптимальным видом транспорта. Вследствие этого необходимо срочно разработать детальный план оперативно-предупредительных мероприятий: провести внеплановое обследование отдельных тоннелей и участков рельсового полотна проблемных линий, сделать дополнительную диагностику отдельных механизмов инфраструктуры (запирающих устройств, кабелей, стыковочных швов). Отдельно стоит вопрос о предотвращении «нахождения» на пути зацеперов и нетрезвых пассажиров. Необходимо полное оснащение платформ камерами с распознаванием лиц и оперативным реагированием на внештатные ситуации со стороны службы безопасности метро и работников полиции.

Для Цитирования:
А. А. Кочетков, Метрополитен Москвы: итоги работы за январь–апрель 2021 года и прогноз сбоев на май–июнь 2021 года. Безопасность и охрана труда на железнодорожном транспорте. 2021;4.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: