Январь 2021 года характеризовался достаточно предсказуемым «затишьем» по числу сбоев, которые укладываются в рамки среднемесячных значений1 (табл. 1). Исключение составила только одна ветка — Люблино-Дмитровская — 2 сбоя за месяц. На Калужско-Рижской, Сокольнической и Таганско-Краснопресненской зарегистрировано по одному сбою за январь.
В феврале 2021 года с учетом выхода экономически активного населения на работу увеличивается нагрузка на линии и возрастает аварийная динамика: Калужско-Рижская и Таганско-Красноспресненская линии дают 3 сбоя в месяц, Замоскворецкая, Серпуховско-Тимирязевская, ЛюблиноДмитровская линии — 2 сбоя.
Тревожной тенденцией становится увеличение количества сбоев на Калужско-Рижской линии, которая по своим месячным значениям подтягивается к проблемной «фиолетовой» ветке. Возможно, это частично связано с закрытием еще в августе 2020 года станции «Рижская» и работами на БКЛ, а также переходом на измененный график движения поездов, в соответствии с которым поезд проезжает без остановки одну станцию.
В марте 2021 года ситуация на Калужско-Рижской линии меняется в лучшую сторону — отмечен только 1 сбой. Зато возрастает аварийная динамика на Арбатско-Покровской линии — 2 инцидента за месяц. На СерпуховскоТимирязевской линии в марте также зарегистрировано 2 сбоя.
Однако в апреле 2021 года ситуация на Калужско-Рижской линии опять ухудшается и число сбоев вновь равняется 3-м, как и в феврале месяце. Это свидетельствует о накопленных технических нерешенных проблемах в предыдущие месяцы и о том, что необходимо проводить ряд внеплановых проверок тоннелей и инфраструктуры. Зато ТаганскоКраснопресненская ветка демонстрирует позитивное улучшение — 1 сбой за апрель 2021 года. Также в апреле 2021 года Замоскворецкая линия отмечена всего 2-мя инцидентами.
Общий вывод: «проблемные» ветки метро по-прежнему функционируют на пределе своих возможностей и зачастую не всегда справляются с наплывом пассажиропотока даже с учетом его относительного снижения из-за коронавирусной инфекции и переводом работников на дистанционную работу. В связи с частичной отменой антиковидных ограничений московское метро неизменно остается основным и единственным оптимальным видом транспорта. Вследствие этого необходимо срочно разработать детальный план оперативно-предупредительных мероприятий: провести внеплановое обследование отдельных тоннелей и участков рельсового полотна проблемных линий, сделать дополнительную диагностику отдельных механизмов инфраструктуры (запирающих устройств, кабелей, стыковочных швов). Отдельно стоит вопрос о предотвращении «нахождения» на пути зацеперов и нетрезвых пассажиров. Необходимо полное оснащение платформ камерами с распознаванием лиц и оперативным реагированием на внештатные ситуации со стороны службы безопасности метро и работников полиции.